Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:
Обычная версия сайта
 
  Народная медицина   >   Лечение детей в народной медицине Вятской губернии
Лечение детей в народной медицине Вятской губернии

Изучение литературных и архивных источников, а также анализ воспоминаний носителей сведений о народном целительстве позволяют сказать о том, что в XVII – начале XX века в народной медицине северо-востока Европейской России взрослые и дети лечились чаще одинаково, специфических методов лечения детей было немного.


Вятские дети. С. Лобовиков (ножка у второго малыша слева)

Ряд заболеваний у детей народные целители Вятской губернии лечили с помощью средств растительного происхождения. Так, Котова Е.Е. (1919 г.р., Белохолуницкий район Кировской области) сообщает, что в начале XX века при заболеваниях системы дыхания у детей применялись "мочки" (водочная настойка березовых почек). Мочки рекомендовалось в данном случае принимать "по нескольку капель с теплой водой".

"Золотуху" у детей лечили приемом внутрь настоя калины. Настой калины в данном случае готовили следующим образом: "…стакан (ягод) калины, стакан воды и стакан водки… настаивали трое суток в теплом месте". Пили этот настой три раза в день по столовой ложке до еды. Золотуху у детей в Вятской губернии также лечили чередой и лавровым листом.


Попов Г.И. Русская народно-бытовая медицина. С. 314

Со слов Макаровой О.Ф. (1917 г.р., Афанасьевский район Кировской области) записано, что для лечения золотухи в исследованном регионе также пользовались отваром чистотела, в котором рекомендовалось купать детей.

Неизвестный автор. Синеголовник

Испуг у детей вятские знахари лечили "переполошной травой" (синеголовником): "для мальчиков брали траву с тремя цветочными головками, для девочек – с двумя". Траву помещали на сковороду с горящими углями, напротив ее становились два человека, один из них держал ребенка, а затем передавал второму и говорил:


    - Что берешь?

    - Переполох.

    - Бери, бери, чтобы его не было от ныне до веку у Божьего раба (имя).


Слова эти рекомендовалось сказать три раза.

Со слов Кузнецовой Г.И. (1935 г.р., г. Советск Кировской области) записан способ лечения сглаза у детей: "3 часа в воде держат 3 стебелька крапивы, потом эту воду три раза надо слить через решето, смочить в этой воде руки и три раза сырыми руками (ладонями) обтереть ребенка от макушки к ногам, после каждого обтирания отряхивать руки и говорить: "Откуда пришло, туда и ушло".

О. Сизаренко. Редька

При кашле на северо-востоке Европейской России до сих пор используется сок редьки с сахаром – "редьку нарезают кубиками, пересыпают сахаром, нагревают 2 часа в духовке, жидкость отцеживают и пьют по 2 чайные ложки 3-4 раза в день" (записано со слов Онучиной Е.А., 1927 г.р., с. Макарье Котельничского района Кировской области).

При диатезе у детей также применяется редька – "выжать из протертой черной редьки сок и давать ребенку за полчаса до еды 3 раза в день, вначале нужно давать только 1 каплю сока, а затем постепенно увеличивать до 1 столовой ложки" (записано со слов Чесноковой Е.В., 1953 г.р., г. Киров).

Используются для лечения детей в рассматриваемом регионе и средства животного происхождения. Так, при энурезе рекомендуется: "… потрошить птицу, отделить пленку от желудка, освободить ее от пищи, пленку вымыть, просушить и растолочь в порошок, принимать, запивая водой, процедуру повторить несколько раз" (записано со слов Козловой Л.Л., 1953 г.р., Белохолуницкого района Кировской области).

Народные целители лечения энуреза применяют также и рыбу. Со слов Киселевой Н.Д. (1924 г.р., с. Никульчино Кировской области) записано, что в данном случае необходимо "взять щучью голову, хорошо вымыть, высушить и истолочь в порошок, потом весь порошок заварить в стакане воды и выпить сразу очень горячим".


М.Э. Блох. Щука. Иллюстрация 1758 года

Применялись при лечении детей в данном регионе и продукты пчеловодства. Так "при щетинке" (волосах на туловище новорождённых и младенцев) жители Сарапульского уезда Вятской губернии в XIX веке "натирали ребенка в бане медом".

Со слов Лежниновой Е.В. (п. Мурыгино Юрьянского района Кировской области) было записано, что при простудных заболеваниях у детей рекомендуется применять внутрь измельченные лук и чеснок, смешанные с пчелиным медом.

Использовали в Вятской губернии для лечения детей и средства минерального происхождения. Долго не говорящих детей в вятских деревнях в XIX веке поили водой, которой был обмыт бронзовый колокольчик.

Кстати с колоколами и колокольчиками связаны и другие вятские поверья. В Сарапульском уезде Вятской губернии детям, когда они первый раз шли в школу, к крестику привязывали немного конопли из веревки от церковного колокола – чтобы малыш учился лучше, "звонил, как колокол".


Попов Г.И. Русская народно-бытовая медицина. СС. 264-265

Мерияние

Для снижения температуры тела Бирюкова Е.В. (1936 г.р., д. Олоры Республики Марий – Эл) рекомендует "протирать тело ребенка уксусом, наполовину разведенный водой".

При лечении "испуга" у детей широко применялось "меряние". Меряли следующим образом: обмеряли веревочкой или ниткой руки, ноги, спину, голову и прочие части тела больного ребенка. Существовал и несколько другой способ меряния - больной ложился на живот, а знахарь попеременно сводил его левую руку и правую ногу, затем правую руку и левую ногу, сгибая их в суставах. Так делалось несколько раз.

Меряние, как правило, сопровождалось чтением заговора. Например,


    "Я не тело обмериваю, а с рабы Божьей испуг снимаю, испуг, порчу, хворь с рабы Божьей (имя). Уйдите прочь, испуг, хворь, порча за темные леса, за высокие горы. Аминь."

Данный метод лечения нельзя назвать рациональным.

Сбрызгивание наговоренной водой. Фотография 1914 года

При испуге и сглазе у детей вятчане "мыли ложки". Делалось это следующим образом: брали три ложки и чашку с водой, обмывали ложки "поочередно, каждую три раза, набирая в ложку воды, затем выливали ее так, чтобы она (вода) обмывала черенок ложки… обмыв последнюю ложку, берут ее и трижды, набирая воды, проносят через дверную ручку и выливают в чашку, так повторяют три раза… этой водой три раза взбрызгивают ребенка и три раза его умывают" (записано со слов Черемных Е.С., 1926 г.р., Кировская область). Сбрызгиванием, наговоренной водой пытались "испугать" болезнь, считали, что после этого она "уйдет". Данный метод также является нерациональным.

В случае простудных заболеваний детей грели в русской бане. Иногда баня заменялась печью. К вечеру, когда печь остынет, вятчане в ней настилали солому, залезали внутрь, закрывались заслоном, и "прели". В печи иногда даже парились. Причем, если необходимо было парить ребенка, вместе с ним в печь заползал и взрослый. В.А. Бердинский (1994) пишет, что "если простуда иногда брала за горло, садили ребенка в русскую печь на смоченную ржаную солому, закрывали печь заслоном… вместе с обильным потом выходила простуда, после чего было легко и весело".


Е.А. Покровский. Крестьянские дети зимой в избе

При "младенческом" (эпилепсии, судорогах с потерей сознания) в Вятской губернии применялись "сенные ванны", для которых использовали свежескошенное сено. В данном сене обязательно должны были присутствовать череда и васильки.

Одним из методов лечения детей в рассматриваемом регионе являлось умывание. Умывались наговоренной водой, т.к. считалось. что вода, особенно после наговора, обладает целительной силой. Умывались и "свадебным мылом". Так, в Слободском уезде Вятской губернии в 90-е годы XIX века мыло, которым умывалась невеста в день свадьбы, использовали для лечения детей с заболеваниями глаз.

Применялась для лечения детей в Вятской губернии и свадебная скатерть (белая скатерть, которую в день свадьбы накидывала себе на плечи невеста). Помимо скатерти использовали покрывало от квашни, лечили ими детей, "если на них накатывался родимчик", покрывая ими ребенка на время ужина, под стол при этом клали краюшку хлеба. Оставшиеся после ужина крошки и краюшку завертывали в покрывало с квашни (или свадебную скатерть) и на ночь помещали под подушку ребенка. С больного также снимали рубашку и закапывали ее под полом в переднем углу избы. После этих действий "ребенка сейчас же должно (было) перестать ломать". Рационального обоснования данный метод не имеет, и Г.И. Попов (1903) относит его к суеверным методам лечения.

Таким образом, в народной медицине Вятской губернии – Кировской области лечение взрослых и детей, как в прошлом, так и в настоящее время, чаще всего не имеет различий, но, в ряде случаев, при исцелении детей имеются особенности. Так, наряду с традиционным для взрослых использованием средств растительного, животного, минерального происхождения, продуктов пчеловодства, для лечения детей чаще применяются меряние, мытье ложек, умывание наговоренной водой, свадебная скатерть, свадебное мыло, широко используются тепловые процедуры (баня, сенные ванны). Несмотря на развитие научной педиатрической помощи и в настоящее время при лечении детей в некоторых случаях (заболевания системы дыхания, энурез) применяются методы народного целительства.