Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:
Обычная версия сайта
 
  Народная медицина   >   Лечение заговорами в народной медицине
Лечение заговорами в народной медицине

Лечение болезни в отечественной народной медицине, в том числе и на северо-востоке Европейской России, исходит из представления об её причине. Часто причина болезни в понимании жителей региона неизвестна, неопределенна, таинственна, заболевание имеет магическое, волшебное происхождение, представляет собой кару Бога, злого духа, колдуна, вызвано сглазом, порчей, испугом, а поэтому и лечение его должно быть соответственным – с использованием лечебной магии, заговора.



Вместе с тем, многие заболевания, относимые сегодня научной медициной к болезням терапевтического, хирургического, педиатрического и иного профиля, объединяются в народной медицине в одну группу по причине - сглазили, испортили, испугали и т.д. и, соответственно лечатся одним и тем же заговором. Исходя из вышеизложенного, лечение заговорами в народной медицине Вятской губернии рассматривается отдельно.

Использование заговоров было широко распространено в народной медицине северо-востока Европейской России в XIX – начале XX века. Применялись заговоры и в более позднее время, но гораздо реже. Вместе с тем, и в настоящее время во многих семьях, проживающих на территории Кировской области, особенно в сельской местности, хранят "полученные от бабушек" тексты заговоров, а иногда и используют их, если результаты контакта с научной медициной не принесли желаемого результата.



Несмотря на то, что заговоры знали и знают многие, знания эти старались и стараются поныне хранить в тайне – "иначе пользы от лечения не будет". В литературе, особенно научной, сведения о лечении заговорами до настоящего времени появлялись относительно редко, но имеющиеся публикации говорят о заговорах как явлении повсеместно и часто используемом.

Картину многогранного использования заговоров в народной медицине позволяет создать анализ литературных и архивных источников, сведения этнографических экспедиций и материалы, собранные у лиц, практикующих народное целительство и сегодня.

Заговором пытались предупредить болезнь, а при возникновении последней, ее запугивали, просили уйти, передавали другому существу или предмету. Вятские заговоры можно разделить на профилактические и лечебные, детские и взрослые. Эти группы, кроме того, подразделяются по видам заболеваний. Отдельную группу составляют заговоры "от всех болезней". Они чаще использовались и используются в целях профилактики заболеваний, но иногда и с лечебной целью.

Каждое слово в заговоре значимо и должно занимать в тексте определенное место. Если по каким-либо причинам это правило нарушается, то текст заговора дополняется следующими словами:


    "Которы слова не договорил, которы слова переговорил, встаньте слова на свои места".

Заговор, лечебный в том числе, произносится почти всегда невнятно, шепотом, скороговоркой, а иногда - "про себя". Это делается для того, чтобы его никто не смог перенять. Передача текста заговора другому человеку считается крайне нежелательной. От этого заговор, да и сам заговаривающий, по мнению жителей региона, "теряли силу".

Обучение заговору разрешается только при определенных условиях: перенимающий должен быть моложе передающего, а еще лучше - он должен быть ему "по-родне". Самые оптимальные условия передачи текста заговора - перед смертью передающего.



Читались и читаются заговоры в Вятской губернии/Кировской области чаще во время захода или восхода солнца и "на месяц". Некоторые - только в определенное время года или даже в определенный день. Место заговаривающий выбирает, как правило, "нечистое" - на пороге дома, в курятнике под насестом, в бане. На северо-востоке Европейской России заговоры читались и читаются на воду, предметы быта, продукты питания. Последние после этого необходимо съесть, наговоренную воду выпить, ею спрыскивают снаружи, умывают больных. Наговоренные продукты питания хранятся определенным образом. Так, марийцы в XIX – начале XX века хранили заговоренную пищу или питье в закрытом сосуде - "чтобы не улетучивалась чудодейственная сила".


Заговор читается определенное число раз или же однократно. Иногда его пишут на бумаге и рекомендуют носить с собой или хранить дома. Заговаривают на определенный срок - на год, два или только с целью излечения данной конкретной болезни. Очень часто лечение заговорами сочетается с применением средств растительного, минерального или животного происхождения.

В Вятской губернии в XIX – начале XX века в Великий четверг рекомендовалось переговорить все заговоры - для укрепления силы заговаривающего. Это делать следовало до восхода солнца.

Для того, чтобы заговор подействовал, заговариваемый также должен был выполнить определенный ритуал. Так, марийцы, проживающие на вятской земле, непременно давали заклинателю (шуведыше) монету. У русских крестьян Слободского уезда Вятской губернии в XIX веке имелась примета - за лечение нельзя говорить спасибо, т.е. благодарить.



Изученные материалы показывают, что сам знахарь так же заботится о своем здоровье, "чтобы болезни людей, которых он лечит, не липли к нему". Для этого в Вербное воскресение он должен был съесть три почки вербы и сказать:

    "Вербой святой Павел махал, от меня чужие болезни отгонял. Как, правда, что Вербное воскресение ждут, так и, правда, что чужие болезни не пристают ко мне. Аминь".

Или, например, после прочтения заговора "от испуга", следовало сказать: "Я тебя, испуг, не боюся, я от тебя молитвой отсекаюсь, крестом отгоняюсь. Спаси Господи. Аминь".

Перед началом лечения, заговором в том числе, знахарь должен был попросить прощение за грехи больного, за все свои прегрешения:


    "Господи, Иисусе Христе, Сыне Предвечного Отца Небесного. Ты сказал пречистыми устами своими, что без тебя ничего нельзя делать. Прошу твоей помощи! Всякое дело с тобою начать. За твою славу и спасение души моей. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь."

Частота использования заговоров в настоящее время сокращается, но иногда к заговорам обращаются и сегодня, когда научная медицина не помогает и остается только надежда на чудо.

И ещё – в 20-е годы прошлого века рукописный журнал "Труды Малмыжского музея местного края" издал целую коллекцию заговоров. Вот некоторые из них.


Заговор от зубной боли
  1. Знахарь берет щепоть соли и наговаривает на нее: "На море, на океане, на острове Буяне стоит соборная апостольская церковь, в той соборной апостольской церкви стоит Пресвятая Богородица и преподобный Антоний – зубной исцелитель. Он просит и молит угодников Божьих о рабе Божьем: как у вас угодники Божьи зубы не болели, так бы и у раба Божьего зубы не болели, во имя Отца и Сына и Святого Духа – аминь, аминь, аминь". После того соль или кладет на зубы или завертывает в бумажку и отдает больному;
  2. "Месяц молод, где ты был? - За Сиванской горой. - Что там видел? Видел мертвое тело, у мертвого зубы не шумят, не гремят, не болят и вот у такого-то раба N не шумели, не гремели, не болели бы зубы".
Заговор, чтобы ребенок был красивым
  • Ребенка несут в баню и там над ним наговаривают: "Головка шариком, личико шанешкой, не будь боязлив, не будь урослив, а будь спрядлив".
Заговор от плача детей
  1. Ребенка несут в баню и ударяют его ногами о матицу (потолочную балку крыши бани), говорят: "Матица-потолок, возьми свой переполох, как на матице потолочинки крепко лежат, так бы и младенцу N крепко спать, крепко спать-лежать, уголок держать".
  2. Завернув ребенка во что-нибудь утром или вечером, когда еще не потухла заря, несут его в ворота, причем одну ногу ставят по одну сторону ворот, а другую – по другую сторону и, постоянно отворяя и затворяя ворота, говорят: "Скрип, скрип воротушки, возьмите вы воротушки у младенца N крик. Заря Мария, Заря Дарья, третья Наремьяна. Как заря, красная девушка, потухает, полегает, так и скорби потухайте, полегайте во младенце N".
Заговор от кровотечения
  • "Тетушка Татьяна нитку пряла, нитка порвалася, кровь унялася. Стал на камень, кровь не канет, стал на песок, – кровь не течет. Стал на топор, – вот и весь мой заговор!"
Заговор от лихорадки
  • "Поехали люди царя Ирода поганова отродья, в Русь силу свою пробовать – век убавлять. Повстречались им люди Петра Великова и начали они бить людей Ирода, мясо пробили до кости, кость пробили до мозга, мозг пробили до земли и выбили в земле яму в три аршина".
Заговор от уроков (лечение "изуроченного" ребенка)
  • Водой омывают три узгочка (т.е. угла) на столе, в этой же воде мочат девять хлебальных ложек, затем кладут в воду девять горячих угольков, причем кладут по три и приговаривают: "Не раз, не два, не три, – не раз, не два, не три, – не раз, не два, не три". Наконец, когда все угольки сложат, кладут еще соли и этой водой обрызгивают изуроченного, причем стараются, чтобы он не заметил и не испугался.
Заговор от ячменя
  • Показывают больному глазу "кукишь" и приговаривают: "Печачмень, на тебе кукишь, чего на него купишь? – Купи себе секалку, руби себе головку".
Заговор от сглаза
  • Берут девять угольков, считая так: "Ни один, ни два, ни три, ни четыре, ни пять, ни шесть, ни семь, ни восемь, ни девять". Эти угли кладут в решето и льют через них воду. Эта вода и является лекарством. Угли же, оставшиеся в решете, несут на волю и через себя кидают на восток.