Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:
Обычная версия сайта
 
  Народная медицина   >   Народные методы лечения заболеваний терапевтического профиля
Народные методы лечения заболеваний терапевтического профиля

Статистика заболеваемости населения северо-востока Европейской России, как в прошлом, так и в настоящее время, позволяет сказать о том, что заболевания терапевтического профиля были и остаются одними из наиболее часто встречающихся у жителей данного региона. Вследствие этого закономерным является то, что в народной медицине территории широко представлены методы лечения заболеваний именно названного направления.

В течение XVII – начале XX века в Вятской губернии - Кировской области для лечения заболеваний терапевтического профиля в народной медицине очень часто использовались средства растительного происхождения. Об этом, в частности, неоднократно сообщает в своих публикациях вятский священник, этнограф и краевед Николай Николаевич Блинов.



Так, уже в XVII веке "от многих немощей внутренних" жители рассматриваемого региона лечились пеплом дубовых листьев: "...дуб силу имеет... набери дубового листу старого… и … лист сожги, пепел всыпь в воду и пей...".

При головной боли использовали кору калины – "а у кого голова болит, навари коры калиновой в воде... а как станешь кору скресть, и первую кору долой соскреби, а другую от соку древитого збери и наклади в горшок, тут же положи теста хлебного, кислого, да к тому ж приложи травы полыню, растет по огородам, а на ней ягоды красны… и как поваря, прикладывати к голове больной и есть тоже".



"Для улучшения работы сердца" в народной медицине региона применялись ягоды калины, собранные после заморозков. Сок и отвар ягод калины, смешанных с медом, пили при простудных заболеваниях.

Другим способом лечения простудных заболеваний в регионе было "укрывание ворохом ольховых листьев, смоченных в теплой воде".




Настой или отвар соцветий липы жители использовали в качестве потогонного и жаропонижающего средства. При головных болях они обвязывали голову листьями липы.

Соком свежих ягод рябины на северо-востоке Европейской России лечили желудочно-кишечные расстройства, их водный отвар употреблялся как мочегонное средство. Ягоды рябины, как свежесорванные, так и сушенные, принимали внутрь для повышения работоспособности.



"Губами", растущими на березе, вятчане лечили "щепоту и ломоту", "губы" сушили "в печи на сухо горазно", сжигали "в пепел", делали из последнего "щелок", "сытили его медом" и пили "гораздо проголодавшись, не есть дни два, или полтора". Пили щелок "...на день по чарке винной или по ложке... а пить сметя, да по силе, не вдруг... месяц или больше, и тот щелок пей на день... паче всякого зелия филисофского".

"Для очищения крови" и как общеукрепляющее средство жители Вятской губернии использовали березовый сок.

Березовые почки, собранные в марте-апреле, применяли как мочегонное средство, а также их пили в виде водочного настоя при болезнях органов дыхания. Береза использовалась и в сочетании с другими средствами растительного происхождения. Так, листья березы, ягоды боярышника, зверобой, череда, пустырник, ягоды шиповника смешивались, заваривались кипятком и применялись при болях в сердце.



При желудочно-кишечных заболеваниях применялись плоды черемухи - как в свежесобранном, так и в сушеном виде. Отвар коры черемухи жители северо-востока Европейской России использовали как мочегонное и потогонное средство.

Для лечения болезней печени использовали ягоды можжевельника, принимать их следовало «на тощее сердце».




Сосна – распространенное дерево в рассматриваемом регионе. Сосновые почки, собранные зимой или в начале весны (в марте) применялись как отхаркивающее средство. Отвар хвои сосны пили как общеукрепляющее средство, хвойными ваннами лечили болезни суставов. Сосновую кору вятчане использовали при лечении лихорадки.

При простудных заболеваниях также использовалась водочная настойка еловой хвои или шишек. При кашле в Вятской губернии вдыхали дым от еловой смолы, сжигаемой на раскаленных углях. Ванны с хвоей ели применяли при болезнях суставов.




Настой из плодов шиповника вятчане пили как общеукрепляющее средство "при упадке сил", "чахотке", "при потере аппетита", "от усталости". При цинге "натирали десны и зубы мякотью ягод шиповника".

Ягоды малины население Вятской губернии использовало как жаропонижающее и потогонное средство, а также при болях в животе.



Применяли малину и для лечения "нутряной комухи": "...выкопай коренья малинового, изреж мелко и вари в воде решной два дня и пей на тощее сердце – по ковшу питью".

В народной медицине региона для лечения заболеваний терапевтического профиля применялась также и брусника. Отвар ее листьев и стеблей использовался как мочегонное средство, а ягоды – как общеукрепляющее. Отвар цветущего побега брусники пили при простудных заболеваниях, туберкулезе.



Ягоды черники ели "от поноса". Кроме того, отвар листьев черники пили при головной боли.

При желтухе, туберкулезе и "плохом запахе изо рта" принимали внутрь отвар листьев и корневищ земляники.

Клюква применялась народными целителями региона при лечении простудных заболеваний, ее принимали как жаропонижающее и мочегонное средство. Использовалась она и с целью сохранения высокой работоспособности. "Чаем" из ягод и листьев клюквы лечились и "от поноса".



Широко использовались для лечения и дикорастущие травы. В вятских рукописных лечебниках упоминается "трава верба" (беличьи уши, ранник, вербейник обыкновенный (Lysimachia vulgaris)). Ее варили "с вином фряжским" и пили "от падучей немочи".

Травой "бобки" (трифоль, трилистник водяной (Menyanthes trifoliata)) вятчане лечились "от озноба", "выгоняли грыжу от сердца", "сводили желтуху". В XIX – начале XX века эта трава в народной медицине употреблялась от лихорадок, от чахотки, от поноса, кашля.



Конским щавелем, принимая его внутрь, жители региона лечились "от многих скорбей" и "крепили нутро". В пареном виде, употребляя "на тощее сердце", его применяли с целью "живот мягчить", щавель использовали для лечения лихорадки, "при слабости пищеварительных органов".

Листья подорожника использовались на рассматриваемой территории для лечения перемежающейся лихорадки, настой из листьев подорожника – как отхаркивающее средство при простудных заболеваниях.

Травою плакун (большой подорожник (Plantago major)) в Вятской губернии лечили "у кого грыжа в нутре ходит". Для этого народные целители брали семена плакуна, толкли их "в бруснице или в клюкве, а не с тем – не утолочь». Пили это лекарство "на тощее сердце и ложась спать".



В народной медицине использовался и лопух (репейник (Arctium lappa)). Его семена применяли как слабительное средство, при головной боли "под платок или шапку клали лист лопуха", прикладывали листья лопуха и к поясничной области, если в последней появились боли.

При запорах вятчане принимали внутрь высушенный корень одуванчика или хмель. Одуванчиком, а также крапивой лечили и желтуху.



Зверобой в исследуемом регионе использовали "для возбуждения аппетита", "от запора", "при головных болях", "задержке мочи" и "при болях в сердце".

Протертый хрен с медом жители региона ели по чайной ложке перед едой при простудных заболеваниях, болях в суставах, для улучшения аппетита, а также использовали как мочегонное средство. Разбавленным водой соком хрена полоскали горло при его заболеваниях.



Чеснок в народной медицине региона употреблялся в целях профилактики и лечения простудных заболеваний. Его принимали внутрь как общеукрепляющее средство. Настойку чеснока (по десять капель в двух столовых ложках молока) пили для лечения желудочно-кишечных расстройств и "от глистов".


Сок редьки, смешанный с медом в равных долях жители Вятской губернии пили по столовой ложке четыре раза в день при простудных заболеваниях. Он же использовался как мочегонное средство.

При заболеваниях желудочно-кишечного тракта, запорах в народной медицине региона применялся сок капусты. Отвар семян капусты использовался как противоглистное средство.



Многие средства растительного происхождения, используемые в народной медицине северо-востока Европейской России в XVIII - начале XX века для лечения заболеваний терапевтического профиля, перешли сегодня в арсенал научной медицины. Так, плоды шиповника используются в настоящее время как общеукрепляющее средство, ягоды малины как жаропонижающее, брусника – как мочегонное, сок капусты применяется как средство лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта.

__________________________________

Проведенный анализ литературных источников и воспоминаний носителей сведений о народной медицине региона показал, что для лечения заболеваний терапевтического профиля на северо-востоке Европейской России в XIX – начале XX века народными целителями наряду со средствами растительного происхождения использовались и средства животного происхождения.

Так, при болях в поясничной области из шкуры собаки делали пояса, носить которые рекомендовалось "шерстью к себе". Оговаривалось и время года, когда лучше носить такой пояс – весной и осенью.



Широко использовались и жиры домашних животных. Со слов Котовой Е.Е. (1919 г.р., Белохолуницкий район Кировской области) записано, что в первой половине XX века для лечения простудных заболеваний применялось козье сало. Его "растапливали до жидкого состояния, мазали пятки, грудь, спину, шею, а на ночь завязывали теплым платом". Свиное сало принимали внутрь, растворяя в горячем коровьем молоке (1 ложка сала на стакан молока) или натирали им же грудную клетку, "делали компрессы, обвязывая натертое тело теплой тряпкой". При кашле смешивали "нутряное свиное сало с сосновым маслом и натирали грудь, сверху покрывали сухой суконной тряпкой". Дикие животные в исследованном регионе также служили народным целителям источником средств лечения. Так, марийцы использовали сало барсука для лечения ревматизма. Со слов Котовой Е.Е. записано, что в первой половине XX века барсучье сало в регионе использовалось для лечения болезней желудка. Для лечения простудных заболеваний пили медвежье сало с горячим молоком и медом. Растирали медвежьим салом и больные суставы. При этом рекомендовалось втирать сало как можно сильнее.


Использовали для лечения в северо-восточном регионе Европейской России и кости диких животных. Так, при "ломе в костях" шли в лес и искали останки умершего животного, ими "стучали по больному месту и говорили: "Как эта падина ничего не чует, так пусть и моя нога ничуть не болит".


Для лечения заболеваний терапевтического профиля использовалось также молоко. Так, для лечения туберкулеза в Вятской губернии применялось парное молоко с толокном. Молоко в данном случае использовалось как коровье, так и козье. Коровье молоко при лечении туберкулеза смешивали и со свиным салом.



Горячее молоко домашних животных (с медом, маслом, салом, вареньем из лесных ягод) жители региона принимали внутрь при простудных заболеваниях. Иногда в молоко добавляли при этом и тертый лук. Использовали для лечения простудных заболеваний и масло, полученное из молока – им растирали грудную клетку заболевших.

В Сарапульском уезде Вятской губернии в 19 веке лихорадку пугали кошкой – последнюю неожиданно бросали на лихорадящего больного. В Яранском уезде той же губернии для лечения лихорадки "пили воду, в которой была выкупана черная кошка".

Для лечения болезней печени народные целители брали рыбу, вынимали из нее желчь, обмакивали в нее указательный и средний пальцы, рисовали ими крест в области печени и говорили: "Рыба сдохла, желчь ее подсохла. Печень тоже у раба (имя) на исцеление. Аминь".

Желтуху "передавали" щуке. Для этого в лохань клали несколько живых щук. Больной наклонялся к лохани и смотрел на них. При этом ему надо было часто сплевывать в лохань. Жители губернии верили, что "щуки глотали слюну, и желтуха переходила на них".



При лечении лихорадки вятчане также использовали рыбу. Для этого больному "клали за пазуху особого сорта рыбу". Рыба эта должна быть поймана ночью и засушена. Не всякая рыба, по мнению народных целителей, подходила: "...спящая по течению реки – это добрая рыба, другая же злая и в ней живет дьявол". Последняя и применялась как лечебное средство.


Таким образом, в рассматриваемый период наряду с рациональным использованием средств животного происхождения для лечения заболеваний (применение молока для лечения туберкулеза, мазей с компонентами животного происхождения, органы и ткани животных, да и они сами, а также рыба) применялись и нерациональные магические процедуры (контагиозная магия лечения кошкой лихорадки, имитативная магия с использованием желчи рыбы для лечения желтухи).

В народной медицине региона широко и рационально использовались продукты пчеловодства. Так, пчелиный мед принимали как общеукрепляющее средство, использовали его при лечении простудных заболеваний.



__________________________________

Арсенал средств минерального происхождения в народной медицине рассматриваемого региона относительно невелик. Так, "от окормления" знахарями использовалась в смеси с яичным желтком "сера горюча".



Ярь (медная соль уксусной кислоты) употреблялась если "кто сохнет – тело наведет", она же, по мнению вятчан "огонь из очей студит". Железным купоросом лечили рвоту, изгоняли глисты. Нефть входила в состав лекарств "от запора".

"От жготы сердца" в Сарапульском уезде Вятской губернии в XIX веке принимали внутрь "непомерные растворы азотной кислоты".



Коми-пермяки для лечения использовали "камень самоцвет". Он "придавал целебную силу браге, которую использовали как лекарство при поносах".

Вышеизложенное позволяет сказать, что применение средств минерального происхождения в народной медицине региона для лечения заболеваний терапевтического профиля не рационально, а зачастую может принести и вред.


__________________________________

Наряду со средствами растительного, животного и минерального происхождения заболевания лечили также с помощью тепловых процедур.

Центральное место здесь принадлежит бане. В деревнях широко была распространена баня по-черному, дым из которой выходил не через трубу, а из двери и специально прорубленных отверстий в стенах. У выхода в баню находилась каменка – очаг из камней с емкостью для нагревания воды. На раскаленные камни плескали водою, квасом, отварами трав и т.п. для "подания пару". Парились на полках – специальных возвышениях в виде лавок или ступенек над полом.



Русская баня жителями региона считалась хорошим средством для восстановления сил, профилактики и лечения простудных заболеваний, болезней костно-мышечной системы, ее применяли при "застое крови", "горячке", "ломоте", ушибах, пьянстве. Для лечения болезней в бане парились березовыми, дубовыми, хвойными или смешанными (береза, зверобой, душица, можжевельник, крапива) вениками. Крапивными вениками пользовались "при болях в пояснице" и "ломоте суставов".

В бане жители региона поливали на раскаленные камни настои целебных трав и дышали их паром. "Подавали на каменку" настоями валерианы, мяты, душицы, квасом, пивом.



В бане очень часто делали растирания. Марийцы при лечении болей в пояснице пользовались для этого дегтем. Иногда деготь смешивали с солью. Мордва с этой целью применяла мед и животные жиры. Кроме того, с целью лечения в бане натирались редькой, хреном, керосином, скипидаром, перцовкой, нашатырным спиртом, горчицей. Летом для этой цели употреблялась молодая крапива.


Наряду с баней, вятчане исцеляли заболевания терапевтического профиля и греясь на печи.


Для лечения применялось и "сидение на парах". Для этого в кадку или ведро помещали раскаленные камни или кирпичи, заливали их водой и больной, закрывшись "с головой" сидел и вдыхал пар. Муравьиный пар получали, заваривая в кадке муравейник. Для лечения болезней мочевого пузыря брали труху от сена, заваривали ее водой в ведре и садились на него. Греться над паром рекомендовалось "пока есть терпение".

В Вятской губернии в XIX веке для лечения многих заболеваний, в том числе и терапевтического профиля, применялись "сенные ванны". Для их приготовления использовали свежескошенное сено. Применялись и ванны соломенные с яровой, овсяной или гречневой соломой. При ревматизме вятчане лечились ваннами из молодых березовых листьев.



Жители региона для лечения простудных заболеваний использовали также вдыхание пара от чугунка с вареной не чищеной картошкой. В этом случае полагалось накрыться чем-нибудь "с головой" и вдыхать пар.

Указанные выше тепловые процедуры при лечении заболеваний терапевтического профиля в целом рациональны, признаны в настоящее время научной медициной.


__________________________________

Анализ литературных источников позволяет получить представление о лечении заболеваний терапевтического профиля в народной медицине северо-востока Европейской России только в период с конца XVII по начало XX века. Информация о народном целительстве при заболеваниях терапевтического профиля в рассматриваемом регионе во второй половине XX века и в настоящее время получена в результате проведенного в 1997 - 2003 г.г. опроса жителей Кировской области, Республики Коми и Республики Марий-Эл, являющихся носителями сведений о народной медицине.

Для лечения кашля жители региона в данный период применяли сок репы с сахаром или медом (записано со слов Окатовой Л.З., 1928 г.р., г. Киров, Колесниковой Л.А., п. Изья-ю Республики Коми). С этой же целью используется сок редьки, смешанный с медом – "...в черной редьке делают углубление, заполняют медом, перемешивают его с выделившимся соком и принимают по одной столовой ложке через 3 часа" (записано со слов Краевой Т.С., 1935 г.р., с. Макарье Котельнического района Кировской области, Роготневой А.И., 1933 г.р., д. Индыгайка Лебяжского района Кировской области, Мельниковой Т.С., 1949 г.р., Куменский район Кировской области).

Лечат кашель в настоящее время жители региона и следующим образом: "...листья алое пропускают через мясорубку, добавляют 4 - 5 столовых ложек меда и 200 грамм водки, перемешивают и дают постоять 3-4 дня, принимают по 1 столовой ложке 3 раза в день" (записано со слов Дудорова А.И., 1930 г.р., Лебяжский район Кировской области, Мельниковой Т.С., 1949 г.р., Куменский район Кировской области).

Применяется сегодня на северо-востоке Европейской России для лечения кашля также сухой липовый цвет: "...одну столовую ложку сухого липового цвета заливают стаканом кипятка, настаивают 1 час, процеживают и пьют по одной трети стакана 3 раза в день" (записано со слов Мельниковой Т.С., 1949 г.р., Куменский район Кировской области).

Лечат в исследованном регионе кашель и хреном, который "натирают на мелкой терке, разводят водой в десять раз, раствор процеживают и полощут им горло" (записано со слов Свешниковой А.П., 1955 г.р. г. Киров).

Применяется в регионе в конце прошлого – начале нынешнего века для лечения кашля также лук, причем различными способами: "шелуху от 10 луковиц заливают 1 литром воды и варят, пока не останется половина жидкости, процедить и пить 3 раза в день по 150 грамм" (записано со слов Свешниковой А.П., 1955 г.р., г. Киров), "в молоко опускают луковицу средних размеров, кипятят 10-15 минут, пить в теплом виде" (записано со слов Мельниковой Т.С., 1949 г.р., Куменский район Кировской области).



Чеснок – еще одно из современных средств народной медицины для лечения кашля: "...две столовые ложки чесночной кашицы смешать со 100 граммами сливочного масла и втирать эту смесь в подошвы ног на ночь" (записано со слов Григорьевой П., 1937 г.р., д. Северюхи Кирово-Чепецкого района Кировской области).

Для снижения повышенного артериального давления в указанный выше период применяют следующие средства растительного происхождения – пустырник ("взять одну столовую ложку сухой травы, залить кипятком, затем слить воду, второй раз залить траву водой и кипятить 20 минут, применять по 1 столовой ложке на ночь" - записано со слов Тиуновой Г.К., 1945 г.р., Оричевский район Кировской области), черноплодную рябину ("...сок по 50 грамм 3 раза в день за полчаса до еды" - записано со слов Демоковой А.С., 1924 г.р., с. Кобра Кировской области), крапиву и репу ("...измельченные в равных количествах листья крапивы и корнеплоды репы едят, запивая отваром корня валерьяны" - записано со слов Лежниной Е.В., п. Мураши Юрьянского района Кировской области), клюкву, калину ("...по пол стакана в день свежих ягод клюквы и калины" - записано со слов Мельниковой Т.С. , 1949 г.р., Куменский район Кировской области), морковь, свеклу ("...по 200 мл. сока моркови, клюквы и красной свеклы и 500 мл. водки смешать, настоять 7 дней и принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день после еды" - записано со слов Мельниковой Т.С. , 1949 г.р., Куменский район Кировской области).



При болях в поясничной области используют перец и лён – "два стручка красного перца залить 300 мл. нашатырного спирта, настаивать 2 недели в темноте, ежедневно взбалтывать, а затем натирать поясницу" (записано со слов Бирюковой Е. В., 1936 г.р., д. Олоры Республика Марий-Эл), "разогретые сухие семена льна в мешочке прикладывают к пояснице на ночь" ( записано со слов Семеновой Н.А., 1949 г.р., д. Андреевск Мари-Турекского района Республики Марий-Эл).


Для лечения желтухи на рубеже прошлого – в начале нынешнего века применяется овес – "...1 стакан овса залить 1 литром молока, попарить в печи 3-4 часа, образовавшуюся жидкость пить по пол стакана 3 раза в день в течение месяца, через пол года повторить" (записано со слов Мельниковой Т.С., 1949 г.р., Куменский район Кировской области).

При глистной инвазии жители исследованного региона в настоящее время используют семена тыквы (записано со слов Боткиной И.М., 1951 г.р., д. Медведево Республика Марий-Эл).

Для лечения болезней желудка и снижения температуры в регионе и сегодня применяется картофель "по полстакана сока 3 раза в день" (записано со слов Сидоровой М.И., 1927 г.р., п. Приозерный Кортеросского района Республики Коми), "...сырой картофель натереть на терке и прикладывать к вискам" (записано со слов Бочкаревой Л.И., 1932 г.р., д. Мари-Шолнер Мари-Турекского района Республики Марий-Эл), а также брусника – "настой ягод или листьев принимать внутрь" (записано со слов Козловой Л.Л., 1953 г.р., Белохолуницкий район Кировской области).



Больным туберкулезом народными целителями рекомендуется пить натощак отвар камышовых листьев – "по полстакана 3 раза в день" (записано со слов Петровой Т.Г., 1950 г.р., с. Шелангер Республика Марий-Эл).

При диарее как в конце прошлого, так и в начале нынешнего века в регионе применялись черника – "4 чайные ложки сухих плодов залить 1 стаканом холодной воды, выпить в течение дня небольшими глотками" (записано со слов Носковой К.Г., 1944 г.р., п. Фаленки Кировской области), клюква – "2 столовых ложки клюквы (ягоды и листья) заварить 2 стаканами кипятка, кипятить 10 минут на слабом огне, охладить, процедить, принимать по полстакана 4 раза в день" (записано со слов Колеватова М.И., 1931 г.р., с. Макарье Котельнического района Кировской области).

При "расстройствах кишечника" в регионе и в настоящее время применяется древесная зола – по 1 чайной ложке 3 раза в день (записано со слов Шутовой К.И., 1930 г.р., д. Крутое Санчурского района Кировской области).

При головной боли современными народными целителями региона рекомендуется голову "обвязывать полотенцем, смоченным в отваре полыни" (записано со слов Фофановой А.А., 1931 г.р., г. Киров), "...натирать голову настойкой березовых почек на водке или самогоне" (записано со слов Лежниновой Е.В., Юрьянский район Кировской области), использовать кору калины – "...соскребают с дерева не самый верхний слой коры, а тот, что под ним, затем кору кладут в горшок, добавляют кислого хлеба, полыни и все это варят некоторое время, после варки остужают и прикладывают к голове" (записано со слов Ведерниковой Н.Г., 1918 г.р., Лебяжский район Кировской области).

Простудные заболевания на северо-востоке Европейской России и сегодня лечат сушеной малиной (записано со слов Слаутина Ф.М., 1928 г.р., п. Мураши Кировской области), чаем из мяты с липовым медом, принятым на ночь (записано со слов Баданиной А.А., с. Каринка Кирово-Чепецкого района Кировской области).

При насморке на переносицу на исследованных территориях накладывается печеный лук (записано со слов Егоровой П.Е., 1921 г.р., Моркинский район Республики Марий-Эл), при боли в горле рекомендуются полоскания настоем луковой шелухи (записано со слов Анучиной Е.А., 1927 г.р., с. Макарье Котельнического района Кировской области), при болях в грудной клетке – алое с медом (записано со слов Ислентьевой Е.И., 1925 г.р., п. Кумены Кировской области), как общеукрепляющее средство – чай из плодов калины (записано со слов Долгановой О.И., 1945 г.р., д. Тарасовка Санчурского района Кировской области).

Большинство из вышеперечисленного отбиралось веками и закреплялось вследствие позитивного терапевтического эффекта, но в настоящее время требует специального фармакологического исследования с позиций доказательной медицины для интегрирования в научную медицинскую практику.

Наряду со средствами растительного происхождения в народной медицине северо-востока Европейской России в настоящее время для лечения заболеваний терапевтического профиля используются и средства животного происхождения.

Так, для лечения кашля рекомендуется съесть перед употреблением пищи 2 не вареных куриных яйца (записано со слов Петровой Т.Г., 1950 г.р., с. Шелагер, Республика Марий-Эл), пить "маленькими глотками растопленное животное сало с медом, куда добавлено немного сока репы" (записано со слов Окатовой Л.З., 1928 г.р., г. Киров), пить в горячем виде коровье молоко, в которое добавлена 1 чайная ложка меда и 1 чайная ложка свиного сала (записано со слов Казанаевой Р.В., 1956 г.р., п. Санчурск Кировской области, Харюшиной А.Н., 1947 г.р., г. Киров-Чепецк Кировской области).



Для лечения заболеваний системы дыхания применяется прием внутрь кипяченого козьего молока со сливочным маслом (записано со слов Сидоровой М.И., 1927 г.р., п. Приозерный Кортеросского района Республики Коми), сала барсука (записано со слов Кошкиной О.Г., 1951 г.р., г. Киров).

При туберкулезе и в настоящее время используется кумыс (записано со слов Залевской Т.В., г. Омутнинск Кировской области), прием внутрь топленого собачьего сала с молоком (записано со слов Мельниковой Т.С., 1949 г.р., Куменский район Кировской области), смеси из топленого говяжьего и бараньего сала (1:1) (записано со слов Блиновой Л.Ф., п. Красный Яг Республики Коми).

Кроме того, при заболеваниях внутренних органов применяется мясо змеи – "...при этом голову змеи есть запрещается" (записано со слов Асланова В., 1905 г.р., д. Чашницкая, Сернурского района Республики Марий-Эл).

В народной медицине региона для лечения заболеваний терапевтического профиля продолжают использоваться и муравьи. Так, со слов Колеватова М.И. (1931 г.р., с. Макарье Котельнического района Кировской области) записано: "...уже несколько лет готовлю себе настойку муравьев на спирту... для этого ставлю пустую бутылку в середину муравейника... за считанные минуты муравьи заползают в бутылку, нужно чтобы они заполнили собой полбутылки... дома заливаю водкой, настаиваю 20-30 дней и растираю этим лекарством больную спину и суставы, даже от простуды натираюсь – быстро помогает".

Некоторое из вышеприведенного имеет под собой рациональную основу (кумысолечение при туберкулезе, прием внутрь горячего молока с маслом, медом при заболеваниях системы дыхания), но многое (употребление куриных яиц для лечения кашля, мяса змеи при заболеваниях внутренних органов) в настоящее время не получило обоснования рациональности с позиций доказательной медицины.

В народной медицине региона при заболеваниях терапевтического профиля находят применение сегодня и средства минерального происхождения. Так, при простудных заболеваниях рекомендуется "налить в тазик холодно-ледяную воду и постоять в ней ровно одну минуту" (записано со слов Череватенко В.А., 1927 г.р., г. Киров).

С целью снижения артериального давления применяется ношение медного браслета (записано со слов Шулятьевой А.А., 1945 г.р., Куменский район Кировской области).

Вышеизложенное нерационально и неинтегрировано в настоящее время в научную медицину.

Рациональны народные физиотерапевтические методы лечения. Так, в частности, при заболеваниях системы дыхания рекомендуется "вскипятить в кастрюле воды, голову накрыть полотенцем так, чтобы пар из кастрюли не выходил наружу, и дышать паром, пока не остынет вода" (записано со слов Череватенко В.А., 1927 г.р., г. Киров), или "сварить картофель в мундире, отлить воду и дышать паром от картофеля" (записано со слов Быдановой И.И., 1939 г.р., п. Уни Кировской области).

Для лечения терапевтических заболеваний продолжает использоваться такой метод как «меряние». При головной боли "берут ленточку, обвязывают голову, делают на ней 4 метки: по переносице, по вискам, на ямке на шее сзади, не развязывая, снимают ленточку, складывают, деления должны совпадать, если не совпали, то голову правят. Кладут ладони на лоб и затылок и осторожно встряхивают, кладут ладони на виски и снова встряхивают. После этого снова меряют голову и делают так, пока не совпадут метки" (записано со слов Семиколенных Е.А., Нагорский район Кировской области). Данное проявление контагиозной магии не рационально, говорит о сохраняющейся архаичности мышления у части населения исследованного региона.


__________________________________

Таким образом, в народной медицине северо-восточного региона Европейской России, как в прошлом, так и в настоящее время методы лечения заболеваний терапевтического профиля чаще всего имеют своей целью устранение симптомов заболевания – снижение температуры, уменьшение боли, нормализацию стула, купирование кашля. Методы лечения заболеваний терапевтического профиля не всегда рациональны, имеют свои особенности у разных народов, населяющих северо-восток Европейской России. Для лечения заболеваний терапевтического профиля в народной медицине северо-востока Европейской России, как в прошлом, так и в настоящее время, наиболее часто используются средства растительного происхождения, реже – животного и минерального происхождения, применяются тепловые процедуры, массаж, меряние. Методы народной медицины при лечении заболеваний терапевтического профиля применяются с течением времени все реже и в настоящее время они используются, как правило, при легкой степени течения или в начале заболевания.