Анализ литературных и архивных источников, а также воспоминания современников позволяют воссоздать картину лечения заболеваний хирургического профиля в народной медицине Вятской губернии в конце XVII - начале XX века. Изученные материалы позволяют сделать вывод о том, что чаще всего при исцелении заболеваний данного профиля применялись средства растительного происхождения.
Лечили болезни глаз и "травой вербой" (беличьи уши, ранник, черемичник, вербейник обыкновенный (Lysimachia vulgaris)) - "... сок выжми из травы, и то в очи пущай в больные - уздравит".
Шиповником жители региона лечили "грыжу и щепоту". Кроме того, в вятском рукописном лечебнике XVII века отмечено, что "древо... шиповое ... весь живот здравить, вельми помогает от немощей лихих всяких". Для лечения вятские знахари брали шиповник не всякий, а "...одинокое деревце... не кустом бы росло которое, иное". Найдя такое "деревце", выкапывали его корень, резали мелко, "помещали в горшечик новый" и варили в воде 4 дня - "а вываривай на день по три воды и по четыре". Принимать данное лекарство рекомендовалось "на тощее сердце по два ковша на весь день винных".
При заболеваниях костей и суставов использовались "губы" - "а те губы чагами словут" (Inonotus obliquus). Собирали их с "лежачих гнилых, или на стоячих, у которых верхи сломилися а сами гнилы ж деревьях". Могли такие "губы" расти "на дереве сосне, на ели, на березе, на ольхе, на иве". "Чаги" эти "собою сверху красны, снизу черны и туги". Собранные "чаги" сушили, сжигали, а из пепла делали щелок и пили его "на тощее сердце по ковшику питьевому на день, не по великому".
На длительно не заживающие раны накладывают примочки со спиртовым настоем березовых почек (записано со слов Ежовой Т.Н., 1932 г.р., г. Киров).
"Чирьи" в Вятской губернии лечили травой "синоворон" (сивец луговой (Succisa pratensis)). Синоворон сушили, толкли, просеивали, варили "гораздо в чем хочешь" и "пили на тощее сердце по три дни и по четыре". Если лечились "от чирьев" летом, то этой же травой парились в бане.
"От чирьев" лечились также луком. Делалось это следующим образом: луковицу пекли, разрезали пополам и одну половину прикладывали к фурункулу. Пока лук был горячим, нужно было успеть наложить сверху его повязку. Перевязку делать рекомендовалось через 3-4 часа. С помощью луковой шелухи также лечили мозоли. Ее вымачивали в уксусе и накладывали на смозоленный участок.
"Сводили мозоли" народные целители также с помощью печеного чеснока. Делалось это следующим образом: головку чеснока "завертывали в мокрую тряпку, пекли в золе... отрезали нижнюю часть головки, а верх прикладывали на мозоль и держали сутки... через сутки мозоль должна сама отпасть".
При лечении не заживающих язв на коже рекомендуется "сжечь мелко нарезанный чеснок до пепла и этим пеплом посыпать язвы" (записано со слов Бирюковой Е.В., 1936 г.р., д. Олоры Республика Марий-Эл).
"Против нарывов" жители Вятской губернии принимали внутрь "в холодном квасе" сушеное и измельченное в порошок растение "съедобный матошник" (возможно пижма или змееголовник). Данная трава использовалась и при "нечистых ранах", чтобы "прогонять червей".
Для удаления заноз использовалась смола ели - "...место где заноза густо смазывали и вместе со смолой ее (занозу) убирают".
Ожоги народные целители северо-восточного региона Европейской России лечили смесью из еловой живицы, свиного сала и пчелиного воска. Подобная смесь также применялась при ранах и язвах на коже. Перевязки с данной мазью рекомендовалось делать через сутки.
При ожогах и язвах на коже также использовался и липовый цвет в виде примочек и припарок.
Удмурты, проживавшие на территории рассматриваемого региона, ожоги лечили следующим образом: в дождевую воду добавляли бобовую или гороховую муку, свежий мед и эту смесь варили. Из полученной мази они изготовляли пластырь и накладывали его на обожженную кожу.
Как кровоостанавливающее средство вятчанами употреблялся сок свежих ягод рябины. Использовался сок свежих ягод рябины и при лечении геморроя - "если пить сок рябины продолжительное время, то откроется даже самый скрытый, невидимый внутренний геморрой... а если сок пить дальше, то человек от этой болезни избавится".
"При почечуйных страданиях" знахари региона применяли также листья подорожника. Они же использовались при язвах и свищах, прикладывались к порезам, местам укуса насекомых, а при ожогах вятские удмурты применяли порошок из подорожника, смешанный с гусиным салом.
При выпадении прямой кишки для ее "подкрепления" жители Вятской губернии применяли траву "проход" (определить вид не представилось возможным).
Для лечения рожистого воспаления, согласно воспоминаниям Гординой А.П. (1916 г.р., Афанасьевский район Кировской области), "листья лопуха, смазанные сметаной, прикладывали к воспаленным местам пушистой стороной". С ее же слов записано, что соком из корней и листьев лопуха вятчане смазывали раны и язвы на коже. Мелкие раны и язвы, согласно воспоминаниям Макаровой О.Ф. (1917 г.р., Афанасьевский район Кировской области) в Вятской губернии в начале XX века лечили водочным настоем чистотела.
При лечении ушибов и переломов в народной медицине рассматриваемого региона использовалась "щучья трава" (возможно, горец земноводный (Persicaria amphibia)). Собирали ее "вблизи рек... просушивали, измельчали, смешивали с водой до получения кашицы и привязывали к местам ушиба или перелома... менять повязки необходимо через день, лечиться неделю".
Для лечения ушибов вятские знахари "к больному месту" прикладывали настойку на водке из "трав василисы" (василистник) и пили водочную настойку "травы беляка" (нивяника).
Для заживления ран и язв на коже применяли зверобой. На гноящиеся раны накладывали "истолченные листья крапивы... с небольшим количеством соли".
Раны лечили также "луковой мазью". Кроме лука в ее состав входили козий или овечий жир и поваренная соль. Рекомендовалось, что лук "должен быть старым". Мазь накладывали на рану и вокруг нее на сутки.
Для лечения ран использовалась и капуста. В Вятской губернии на свежие или уже гноящиеся раны и при ожогах народные целители накладывали капустные листья, а перед перевязкой рану промывали свежими щами или процеженным рассолом квашеной капусты, смешанной с яичным белком или патокой. К обожженной поверхности также прикладывали свежие или протертые яблоки.
Для заживления колотых и резаных ран использовали "траву белостойку" (медуницу). Ее свежие листья толкли, сухие - варили и прикладывали к ранам. Раны лечили также толчеными листьями "кровавника" (тысячелистника).
Если вятчанина кусала бешеная собака, то знахари рекомендовали выпить небольшой стакан отвара "травы бешавы" (возможно, иссоп лекарственный) и его же приложить на рану. Кроме того, в подобной ситуации в виде настойки принимали внутрь "траву машки". "При ужалении змей" в рассматриваемом регионе рекомендовалось на рану "наложить траву зорник".
При вывихах пили настойку из "правильной травы" или "винного корня" (возможно, копытня обыкновенного), делали горячие припарки из "травы тоткун" (пастушьей сумки (Capsella bursa-pastoris)) и листьев смородины.
Абсцессы вятчане лечили травами "змеевиком" (возможно, тмин), "жабреем" (пикульник), "змеевецом" (возможно, очанка) в виде припарок. При панариции использовали травы вязель (или мышиный горох). Так же считалось, что лютик "ускоряет созревание нарыва".
Помимо этого, "свежие" раны обрабатываются настоем мухомора (записано со слов Егоровой П.Е., 1921 г.р., Моркинский район Республики Марий-Эл), на гноящиеся раны накладываются компрессы с соком клюквы (записано со слов Долгановой О.И., 1945г.р., Санчурский район Кировской области) или настоем зверобоя (записано со слов Егоровой П.Е., 1921 г.р., Моркинский район Республики Марий-Эл).
Со слов Мельниковой Т.С. (1949 г.р., Куменский район Кировской области) записан способ лечения онкологических заболеваний: "…наталкивают полную бутылку мухоморов, заливают водкой, настаивают 1 месяц и пьют по каплям – от 1 до 10 в молоке до еды, затем делают перерыв 10 дней и снова пьют".
Для лечения ожогов жители региона используют наложение повязок со свежей тертой морковью (записано со слов Сидоровой М.И., 1927 г.р., п. Приозерный Кортеросского района Республики Коми), размятой клубникой (записано со слов Носковой К.Г., 1944 г.р., п. Фаленки Кировской области), тертым картофелем (записано со слов Петровой Т.Г., 1950 г.р., с. Шелангер Республики Марий-Эл). С этой же целью прикладывают листья свежей капусты (записано со слов Петровой Т.Г., 1950 г.р., с. Шелангер Республики Марий-Эл).
При фурункулах применялись повязки с сырым тертым картофелем (записано со слов Емельяновой З.М., 1929 г.р., с. Ключи Шабалинского района Кировской области), смесью из растертого печеного лука и хозяйственного мыла (записано со слов Емельяновой З.М., 1929 г.р., с. Ключи Шабалинского района Кировской области).
Обмороженные участки кожи растираются луком (записано со слов Петровой Т.Г., 1950 г.р., с. Шелангер Республики Марий-Эл).
Для ускорения сращения кости при переломах жители региона втирают в поврежденную область пихтовое масло (записано со слов Солодянниковой Н.Ф., 1955 г.р., г. Киров), применяют внутрь по половине столовой ложки 3-4 раза в день водный настой плодов шиповника (записано со слов Блиновой Л.Ф., п. Красный Яг Республики Коми).
При заболеваниях печени народными целителями региона сегодня рекомендуется принимать внутрь водный настой цветков пижмы (записано со слов Чурнышовой Ф.И., 1951 г.р., г. Киров) или смесь из рассола квашеной капусты с соком из свежих помидоров (записано со слов Козловой П.Е., 1937 г.р., г. Киров).
Для лечения болей в суставах используются теплые ванны с сосновыми ветками (записано со слов Афанасьевой А., д. Юлесола Моркинского района Республики Марий-Эл), ветками лиственницы, ели, пихты и можжевельника (записано со слов Носковой К.Г., 1944 г.р., п. Фаленки Кировской области), компрессы с отваром еловой хвои (записано со слов Лежниновой Е.В., п. Мурыгино Юрьянского района Кировской области). Со слов Лаптевой Т.М. (1950 г.р., Лебяжский район Кировской области) записан еще один метод лечения болей в суставах: "…одуванчики собирают в начале мая, когда бутон одуванчика уже набух, но еще не распустился, берется 40-50 бутонов, набиваются в пол-литровую баночку и заливаются "Тройным" одеколоном, через месяц можно натирать суставы".
Для лечения язвенной болезни желудка народными целителями сегодня рекомендуется пить воду, в которой варили картофель (записано со слов Петровой Т.Г., 1950 г.р., с. Шелангер Республики Марий-Эл), принимать внутрь "зверобойное масло", которое готовится следующим образом – "…500 грамм свежей измельченной травы зверобой заливают 0,5 л. вина или водки и 1 л. подсолнечного масла, выдерживают 3 дня, затем 2-3 часа подогревают на слабом огне и снова настаивают 2-3 недели в темном месте, затем фильтруют" (записано со слов Колесниковой Л.А., п. Изья-ю Республики Коми).
Со слов Егоровой П.Е. (1921 г.р., Моркинский район Республики Марий-Эл) записан метод лечения пупочной грыжи – на последнюю необходимо накладывать нюхательный табак.
Некоторое из вышеизложенного рационально и находит свое объяснение с позиций научной медицины (лечение ожогов мазевыми повязками, в состав которых входят подорожник, еловая живица, промывание ран настоями трав, лечение язв на коже настоем зверобоя…), однако прием внутрь настойки из "правильной травы" при вывихах, лечение грыжи питьем отвара шиповника не находят рационального объяснения.
Так, для лечения язв на коже знахари северо-востока Европейской России применяли сметану. Мельникова Т.С. (1949 г.р., Куменский район Кировской области) рекомендует солнечные ожоги смазывать сметаной, простоквашей или яичным желтком.
При растяжении сухожилий и в настоящее время на северо-востоке Европейской России используются горячие молочные компрессы, которые необходимо "менять по мере остывания" (записано со слов Барановой А.В., Слободской район Кировской области).
Для лечения ожогов используются повязки с говяжьим или бараньим салом, взбитым белком и желтком куриного яйца (записано со слов Малинина М.А., 1925 г.р., д. Тамшинер Республики Марий-Эл), гусиным или медвежьим жиром (Солодянникова Н.Ф., 1955 г.р., г. Киров, Кошкина О.Г., 1951 г.р., г. Киров, Мельникова Т.С., 1949 г.р., Куменский Район Кировской Области), компрессы с человеческой мочой (записано со слов Блиновой Т.С., 1942 г.р., п. Восточный Кировской области).
Со слов Барановой А.В. (Слободской район Кировской области) записаны следующие способы лечения ожогов: "…дождевых червей изжарить на коровьем масле, выжать сок, полученным соком смазывать ожоги", "сварить вкрутую куриное яйцо, желток растереть с 1 чайной ложкой сахара и сливками до однородной массы и смазывать ожоги".
Для лечения собачьих укусов использовалась шкура данного животного - укушенным собакой рекомендовалось принимать внутрь пепел из шерсти укусившего животного, а также шерсть этой собаки прикладывали к ране.
Семенова Н.А. (1949 г.р., д. Андреевск Мари-Турекского района Республики Марий-Эл) сообщает, что сегодня "в деревнях самые упорные, не поддающиеся лечению нарывы лечат, привязывая теплый собачий кал и заменяют его, как только высохнет, на свежий".
При болях в поясничной области в исследованном регионе практикуется в настоящее время ношение поясов из собачьей шерсти (записано со слов Мельниковой Т.С., 1949 г.р., Куменский район Кировской области), а также поясов из шерсти кролика или овцы (записано со слов Ежовой Т.Н., 1932 г.р., г. Киров).
При ожогах, марийцы, проживавшие на территории рассматриваемого региона, забивали овцу или теленка, снимали с них шкуру и заворачивали в нее пострадавшего.
Согласно воспоминаниям Котовой Е.Е. (1919 г.р., Белохолуницкий район Кировской области) в начале XX века в Вятской губернии для лечения ожогов использовали сало кошки, гусиный жир. Последним рекомендовалось "смазать обожоное место пока не образовались пузыри".
Для лечения ран использовали жиры и других домашних животных. В данном случае брали столовую ложку козьего или овечьего жира, половину ложки поваренной соли и ложку мелко нарезанного лука. Все это тщательно растирали и прикладывали на рану. Перевязки рекомендовалось делать через сутки.
При переломах "измельчают и едят по 1 чайной ложке кости крупного рогатого скота 1 раз в день" (записано со слов Лежниновой Е.В., п. Мурыгино Юрьянского района Кировской области). Тот же источник сообщает, что при язвах на коже "мозг овцы смешивается с растительным маслом (2:1) и сразу же съедается".
Народные целители Вятской губернии лечили раны также свежей сметаной или маслом.
Для лечения язвенной болезни желудка рекомендуется принимать внутрь перед едой одну столовую ложку сливочного масла и одну столовую ложку 96% этилового спирта (записано со слов Мельниковой Т.С., 1949 г.р., Куменский район Кировской области, Бурковой Н.М., 1932 г.р., п. Кумены Кировской области).
Для лечения ран применялись и жиры диких животных. Так, медвежье сало использовалось следующим образом - "...края раны обносят тонким слоем сала (медведя) ...когда края раны сомкнутся, мажут по будущему рубцу - образуется он мягкий, нежный...".
Для лечения "чирьев" толченый кирпич смешивался "со смолою яловою, да с воском чистым". Полученное лекарство знахари исследуемого региона накладывали на фурункул.
Для лечения заболеваний ушей вятские крестьяне в XIX веке "впрыскивали в ухо теплое молоко с водою" или водную настойку прополиса. Для заживления ран на них также накладываются повязки с водочной настойкой прополиса (записано со слов Дудорова А.И., 1930 г.р., Лебяжский район Кировской области), при болях в ухе в наружный слуховой проход закапывают 3-5 капель меда (записано со слов Мельниковой Т.С. ,1949 г.р., Куменский район Кировской области), заживлению ран способствуют повязки с медом (записано со слов Колесниковой Л.А., п. Изья-ю Республики Коми).
Для лечения грыжи на нее сажали мышь, дразнили последнюю с тем, чтобы она "закусила" грыжу. Цель этого действия - испугать болезнь. В других случаях на грыжу сажали червяка или какого-либо жука.
Для лечения ран используется в исследованном регионе в настоящее время кожа змеи – "…перед наложением на рану ее распаривают в горячей воде и смазывают жиром… или кожу змеи высушивают, делают порошок и посыпают рану…" (записано со слов Асланова В., 1905 г.р., д. Чашницкая Сернурского района Республики Марий-Эл, Петровой Т.Г., 1950 г.р., с. Шелангер Республики Марий-Эл). Асланов В. также сообщает, что при укусе змеи "на место укуса прикладывается разрубленная пополам курица, которую затем сжигают".
Для лечения рака вятчане ловили лягушек, пекли их в печи, а "как испекутся, толкли, просеивали и будет порошок". Далее этот порошок размешивали в воде и давали пить больному. При этом рекомендовалось говорить: "...не рак лягушку съест, а лягушка рака съест у рабы(а) Божьей (имя)". Сказать это надо было три раза.
Несомненно, что использование жиров животных для лечения ожогов или наложение повязок с медом на раны рационально, но использование "змеиной выползины" для удаления занозы – это проявление нерациональной, в данном случае имитативной, магии, "закусывание грыжи" мышью, не приносящая в рассматриваемом случае пользы. Лечение рака порошком из лягушки также не способно принести выздоровление.
Для лечения грыжи, со слов Слаутина Ф.М. (1929 г.р., п. Мураши Кировской области) в народной медицине региона практикуется следующее: "…налима отварить в не соленой воде и пить отвар в течение дня".
__________________________________
Так, сера использовалась, если "человек уязвлен от гаду". В данном случае серу прикладывали к ране – "из раны яд выведет, рану изживит скоро".
Для лечения ран народные целители применяли кирпич: "…кирпич зженой гораздо великую силу имеет… и глубокие раны заживляет". Толченым кирпичом также сушили "мокроты в ранах", для этого его добавляли "в иные зелья".
Раны лечили и с помощью яри (медной соли уксусной кислоты). Ее в данном случае смешивали "с медом пресным, да с омеем, да шипка земленого с воском чистым", "и той мастью живить болячки гнилые, старые". Знахари считали, что ярь также "отток (отек) в рану не пропустить".
Со слов Шулятьевой А.А. (1945 г.р., Куменский район Кировской области) записано, что при онкологических заболеваниях необходимо лечиться приемом внутрь сулемы - соли ртути, в разведении 1:1000, "по 1 столовой ложке 2 раза в день в течение месяца".
Квасцами (особыми соляными кристаллами) в смеси с говяжьим салом, патокой, водой, воском и "смолой еловой" также лечили раны.
Для извлечения из раны от "пулек или стрельного железа" применялся "камень магнит". Его мелко растирали, смешивали с салом и данную смесь намазывали на "ужевую кожу". Последняя накладывалась на рану. Если пуля находилась в мягких тканях, перевязку рекомендовалось делать один раз в день, а если в кости – дважды в день.
Баданин А.А. (с. Каринка Кирово-Чепецкого района Кировской области) сообщал, что для лечения ран "в нашей семье давно используется, и его целебные свойства уже не вызывают сомнения чертов палец, …форма камня напоминает палец, отсюда и название… камень размельчают, образуется белый порошок, этот порошок наносят на больную поверхность".
При фурункулах рекомендуется "до красна раскалить железо и окунуть его в мед, после чего вокруг железа появляется черная тягучая масса, соскоблить эту массу и смазывать нарывы" (записано со слов Семеновой Н.А., 1949 г.р., д. Андреевск Мари-Турекского района Республики Марий-Эл).
Для лечения ушибов использовалась и медь. Так, холодные медные монеты в Вятской губернии "прикладывали к синяку – помогает его быстро убрать".
Со слов Козловой Л.Л. (1953 г.р., Белохолуницкий район Кировской области) записано, что "при пупочной грыже необходимо положить на пупок старую медную монету, держать… до полного исчезновения грыжи". От того же источника получены сведения о том, что "при растяжении сухожилий на опухшее место необходимо наложить разбавленную уксусом до густой кашицы глину".
При заболеваниях глаз применялся медный купорос. Для этого его "истерши… смешать с маслом деревянным или маковым, или с скипидарным". Полученную смесь знахари "пускали в очи – вельми здравить". Медный купорос применялся и для остановки носового кровотечения. В данном случае рекомендовали: "истолки его мелко и всыпи маленько в ноздри".
Для лечения глазных болезней использовалась также роса. В данном случае утром шли на луг, собирали с травы росу и ею промывали глаза. Наиболее целебной считалась роса, собранная до восхода солнца или при его восходе на Иванов день.
Для лечения "могильной косточки" (сухожильного ганглия) в Сарапульском уезде Вятской губернии применялась земля, взятая с могилы тезки.
Анализируя вышеизложенное, нельзя назвать рациональным закапывание масляного раствора медного купороса за веко при болезнях глаз, или прием золота внутрь после побоев, или прием внутрь бирюзы после ушиба, проявлением имитативной магии является указанный выше метод лечения сухожильного ганглия и вряд ли он рационален, однако прикладывание холодной медной монеты к месту ушиба имеет под собой рациональное объяснение, промывание глаз чистой росой имеет рациональное зерно.
Лечение "очерчиванием" или "зачерчиванием" грыжи проводилось следующим образом: "…водили безымянным пальцем вокруг грыжи и говорили: "Солнце на восходе, месяц на исходе, грыжа на изводе". Очерчивание использовали также при лечении прыщей и ячменя.
И если при грыже, особенно у ребенка, очерчивание, если отбросить мистику, являлось примитивным массажем, после чего возможно укрепление мышечной ткани вокруг грыжевых ворот, то при прыщах или ячмене оно не рационально.
При болях в брюшной полости народные целители рассматриваемого региона "ставили горшок". Для этого "живот намазывали мылом, в пупок вставляли кудельку и поджигали ее, в это время на живот накладывали горшок… горшок втягивал живот… через некоторое время его снимали, иногда приходилось разбивать – если сильно всосет" (записано со слов Котовой Е.Е.).
Объяснение полезности "постановки горшка" жители региона давали следующее: человек основан на пупу, если пупок смещается – возникают болезни. Горшком пупок "ставили на место". Данный метод опасен, нерационален, часто приводил к осложнениям, не мог исцелить острую хирургическую патологию, а только способствовал ее утяжелению.
В данном случае прослеживается применение имитативной магии (схожесть симптомов заболевания со скрипом двери), лечение крепитирующего тендовагинита притворением рациональным назвать нельзя.
Коми-пермяки при вывихах делали "мыление" (массаж). Оно проводилось как правило в бане, которая "несмотря на бедность, при каждом дворе была". Данный метод рационален, возник скорее всего на основании положительного эмпирического опыта.