Ни для кого не секрет, что в деревнях и селах Вятской губернии вообще не было ни врачей, ни больниц, и крестьяне имели свои собственные, отличные от научных, представления о болезнях, их причинах и прогнозе, в том числе и о психических заболеваниях.
Здесь всегда существовала особая, вятская народная психиатрическая терминология. О человеке, страдающем психическим заболеванием, говорили: "мается головой", "в уме порушился", "обеспутел", "ополоумел", "очумел", "шарахнулся". Самого человека, страдающего психическим заболеванием называли "дураком", "кокушонком", "полоумным", "чёкнутым". Человека, страдающего алкоголизмом, называли "запивуха". Эпилепсию называли "повальной болезнью", нарушение сна - "полуношницей", "шутухой-бутухой", "шепетухой-пепетухой", "шепетухой-летухой", "переполошницей", "беспокоицей", "егозухой". Головную боль вятчане называли так - "голова трещит", снижение интеллекта – "голова не варит".
Под здоровьем вятчане понимали отсутствие соматических заболеваний, уродств, психических расстройств, физическую силу, выносливость, а также активное долголетие. Заболеть, или как говорили вятские крестьяне, "потерять здоровье" можно было, по их мнению, от множества причин.
Причиной многих заболеваний, в том числе и психических, вятчане считали наваждение злого духа, принявшего вид умерших или долго отсутствовавших родственников или знакомых больного. Такого духа в Вятской губернии называли "огненным змеем" или просто "огненным".
Образ огненного змея запечатлён русским поэтом-лириком, мемуаристом, членом-корреспондентом Петербургской Академии Наук, прозаиком Афанасием Афанасьевичем Фетом в балладе "Змей", написанной им в 1847 году:
Чешет косу, моет шею чернобровая вдова.
И не сводит у окошка с неба темного очей,
И летит, свиваясь в кольца, в ярких искрах длинный змей.
И шумит всё ближе, ближе, и над вдовьиным двором,
Над соломенною крышей рассыпается огнём.
И окно тотчас затворит чернобровая вдова;
Только слышатся в светлице поцелуи да слова.
Еще одной причиной психических заболеваний в Вятской губернии считали испуг. Чаще всего испугом объяснялись идиотизм, умопомешательство, истерия, эпилепсия или кликушество.
Жители Орловского уезда Вятской губернии считали, что "нечистая сила" способна подменить новорожденного на "колоду" – мертвого ребенка, по виду совершенно такого же, каким был похищенный. Подменой и объясняли психические расстройства у детей.
Вместе с тем, в Орловском уезде Вятской губернии была распространена вера в то, что если ребенок зачат в Великий Пост или в Страстную Пятницу, то он родится идиотом.
С лечебной целью на всей территории Вятской губернии широко использовались заговоры. Несмотря на то, что заговоры знали многие, их знание старались хранить в тайне. Были заговоры от конкретных болезней, от сглаза и порчи, от пьянства, заикания и "безумия". Тексты вятских заговоров отличаются от заговоров других территорий России. Порой вятчане, используя один и тот же текст заговора, но меняя действия его сопровождающие, лечили сразу несколько разных болезней. Часто с этой целью использовался текст "Сон Пресвятой Богородицы".
Наряду с заговорами, народная медицина Вятской губернии широко использовала местные средства растительного и животного происхождения.
Так для "успокоения" вятчане пили отвар пустырника и отвар корней валерианы с водкой, при бессоннице – водный настой мяты, отвар ромашки.
Головную боль лечили отваром из болотной незабудки, железнянки, горлянки, "сороканедужной травы" (будры), дудника лесного, коры крушицы или обвязывали голову листьями липы.
От падучей болезни в Вятской губернии пили чай из "черной травы" и "адамовой головы", настойки из "лесного чернобылья" (обыкновенной полыни), "змеевых головок" (змееголовника) или "родимцевой травы". Эпилепсию вятские знахари лечили настойкой блошницы раменой, полевого молочая.
С целью предупреждения судорог использовали родимую траву, настойку на "хмелевидных листьях", бесплодной болотной костяники, "чистухи".
Применялись и религиозные способы лечения психических болезней – исцеление с помощью святых мощей, чудотворных икон, святой воды.
Иконами, как правило, лечили после отсутствия целебного эффекта от всех других средств. Если же и это не помогало, то оставалась лишь одна надежда "на чудо". При головной боли обращались к Николаю Чудотворцу и к иконе Усекновения главы Иоанна Предтечи. От запоя и пьянства помогали иконы Святых Фрола и Лавра, а также Симеона Мироточца. Считалось, что иконы Николая Чудотворца, Святого Пантелеймона, Космы и Дамиана помогают от всех болезней.
Лечение чаще всего заключалось в сбрызгивании водой с чудотворных икон или в прикосновении к иконам. Иногда над больными проносили иконы или сами "хворые" проползали и пролезали под ними.
Из религиозных методов лечения при многих, в том числе и психических, болезнях вятчане использовали также святую воду, применяя ее как внутрь, так и наружно.
Во время болезни вятчанами давались различные обеты, т.е. клятвы сделать что-то после исцеления. Эти обеты строго исполнялись. Чаще это были походы в святые места. Обеты давались преимущественно при хронических заболеваниях, в том числе и при пьянстве и падучей болезни.
Ассортимент методов и средств лечения психических болезней в народной медицине Вятской губернии не исчерпывался заговорами и средствами растительного, животного и минерального происхождения. Широко было распространено "меряние", а "сбрызгивание", "очерчивание" и "умывание" применялись для исцеления наравне с теплом, массажем и ваннами.
Таким образом, подавляющее большинство лиц, страдающих психическими болезнями, в Вятской губернии лечилось методами народной медицины. Последняя имела свои особенности, обусловленные многонациональностью населения губернии, местными традициями, обычаями, обрядами, флорой и фауной. Вятчане имели свои, в ряде случаев отличающиеся от общероссийских, представления о причинах возникновения психических заболеваний, своеобразную народную психиатрическую терминологию, особенности в методах и средствах народного врачевания психических заболеваний.