Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:
Обычная версия сайта
 
  Народная медицина   >   Родовспоможение и лечение гинекологических заболеваний
Родовспоможение и лечение гинекологических заболеваний

Акушерско-гинекологическая помощь в Вятской губернии до введения земского самоуправления была доступна лишь в единичных случаях. Земская медицина в положительную сторону изменила ситуацию в области родовспоможения и лечения гинекологических заболеваний, но даже на рубеже XIX-XX веков научная акушерско-гинекологическая помощь в данном регионе не являлась преобладающей. Так, в конце XIX века медицинская помощь при родах оказывалась в Вятской губернии только в 2-8% случаев. На нормальные роды вятчане акушерок почти никогда не приглашали.



Даже в 20-30-е годы XX века удельный вес родов, проходивших без медицинской помощи, в Вятской губернии продолжал оставаться преобладающим: в 1926-1927 годах он составлял 89,4, в 1927-1928 годах – 74,4, в 1935 году – 74,6%. И только в 1936 году в Кировской области медицинская помощь была оказана при 60% родов.



Народная медицина в области родовспоможения и лечения гинекологических заболеваний занимала вплоть до начала XX века значительное место, большую часть родов принимали не медицинские работники, а "пуповязницы", "пупорезницы", "пуповязки". Такое название они имели вследствие того, что одним из важнейших моментов родов у жителей региона считалось перевязывание и перерезывание пуповины. Не смотря на то, что повитуха могла быть молодой женщиной, в Вятской губернии ее называли "бабушкой", а оказание пособия в родах, уход за новорожденным и роженицей определялся как "бабничать", "убирать", "прибирать".

Местом родоразрешения в народной медицине Вятской губернии в XVIII–начале XX века чаще всего являлась баня. Роженица находилась в ней не только на протяжении всего родового акта, но часто и 3-4 суток послеродового периода. Одной из причин этого было то, что тепло, по представлению вятчан, способствовало ускорению родового процесса. Кроме того, теснота крестьянских жилищ, большие семьи, климатические особенности губернии заставляли искать место, где можно "схорониться от постороннего глаза".

Положительной стороной родоразрешения в бане можно считать и то, что здесь могла соблюдаться относительная чистота. Повседневный опыт показал, что осложнения после родов в бане встречались реже, чем после родоразрешения в сарае, амбаре, конюшне или на сеновале. Теми же соображениями было обосновано стремление вятчан избегать приглашения на роды повивальной бабки, которая когда-нибудь обмывала покойников, была неопрятной и неаккуратной.




Жители Вятской губернии также избегали "бабок", кои имели злой и непокладистый характер и черные глаза – "у таких тяжелая рука и при них труднее роды". Они считали, что "хорошая повитуха лучше могла угодить роженице: вымыть и попарить в бане, понянчиться с новорожденным, прибрать, если нужно избу, помочь по хозяйству". Повитухами чаще всего были пожилые женщины, практики–самоучки, по большей части вдовы. "Бабили" иногда и замужние женщины, но только те, которые сами перестали рожать и у которых нет "месячных очищений". Девица, хотя и престарелая, повитухой быть не могла, да и бездетная женщина расценивалась как плохая повитуха. Вятчане говорили: "какая она бабка, коли сама трудов не пытала? При ней и рожать труднее, и дети не всегда в живых будут".



Повитухи Вятской губернии при родах практиковали активное поведение роженицы – чаще всего в первом периоде родов женщина должна была с промежутками или беспрерывно ходить "чтобы ребенок не застоялся", "чтобы расходились все жилы роженицы и все ее члены".


В указанный выше период в Вятской губернии перед, вовремя и после родов выполнялось множество обрядов и ритуалов с целью "облегчить роды".

Так, перед родами, отправляясь к роженице и выйдя за ворота, повитуха становилась лицом к востоку и говорила: "Батюшка восток, бывает на тебе сам Иисус Христос… Благослови меня, рабу грешную, на мир Божий, к рабе Божьей (имя женщины), Казанская Божья Матерь, Михаил Архангел и все святые угодники". Все время пути до роженицы повитухе рекомендовалось читать "Богородицу".

В Вятской губернии одним из актов, ускоряющих роды, со стороны пришедшей бабки или еще прежде, со стороны самой роженицы или домашних, являлось расстегивание ворота рубахи, снимание пояса, колец и серег, развязывание всех узлов, какие есть на роженице, расплетание кос, отпирание замков в доме, открывание печей, заслонок, дверей, ворот, т.к. "если все будет развязано и открыто, то, и роды развяжутся скорее" и у роженицы так же свободно откроются все "затворы и запоры", затрудняющие выход ребенка. Коми-пермяки, проживавшие в Вятской губернии, для облегчения родов также развязывали на одежде все узлы и расплетали женщине косы. Иногда, чтобы помочь роженице, то же делал, ослабляя на себе пояс и расстегивая ворот рубахи, ее муж.



Необходимо отметить, что взгляд на присутствие мужа при родах на территории России отличался значительным разнообразием. Так, в Новгородской, Калужской, Рязанской и Тамбовской губерниях считалось, что "не место мужикам там быть, где бабы свои дела делают". В Вятской губернии присутствие мужа при родах считалось обязательным, т.к. он, по мнению вятчан, "брал на себя часть мук". Муж должен был помогать женщине при родах – держал ее за плечи, перешагивал через роженицу, молился Богу, ходил вокруг избы с иконой, опрыскивал роженицу святой водой.



В Малмыжском уезде Вятской губернии в середине XIX века в случае "трудных родов" в баню, где рожала женщина, приносили дугу и переводили через ее роженицу 3 раза. Практиковалось и следующее – в баню приводили мужа и клали его на пол. Женщина должна была перешагнуть через его ноги 3 раза. Это, по мнению вятских знахарей, способствовало ускорению родоразрешения.


При трудных родах женщин в Вятской губернии также приводили в избу, накрывали стол скатертью, ставили на него хлеб, соль и брагу. Затем роженицу трижды обводили вокруг стола и при этом приговаривали: "Как скоро раба Божья (имя) обойдет вокруг стола, так скоро и родит". После этого обмывали икону водой над дном опрокинутого ведра и эту воду давали пить роженице. Для ускорения родов практиковалось также опрыскивание рожениц "водой врасплох".

В Орловском уезде Вятской губернии при трудных родах для "усиления потуг и скорейшего окончания родов" рожениц заставляли дуть в пустую бутылку.



В Слободском уезде Вятской губернии при трудных родах просили священника на 2-3 минуты отворить в церкви царские ворота. Кроме того, женщину поили водой, в которой до этого лежал моток суровых (необработанных) ниток. Последнее делалось для вызова тошноты. Вода эта в Слободском уезде называлась "суровой".


В Слободском уезде во время родов также считалось необходимым зажечь подвенечную свечу и молиться, а после родов дать женщине съесть толстый ломоть черного хлеба с солью – "для того чтобы не тосковала".

Указанные выше проявления предупредительной и катартической магии нерациональны, но оказывали определенный положительный психотерапевтический эффект – успокаивали, повышали уверенность в своих силах как повивальной бабки, так и самой роженицы.


В Вятской губернии в XIX – начале XX века во время родов применялись опасные, нерациональные приемы, среди которых "выдавливание" ребенка было одним из самых деликатных. Так, при выпадении ручки практиковалось подвешивание женщины за ноги. Это, по мнению повитух, способствовало перевороту ребенка головкой. При попытке извлечь ребенка, повитуха зачастую отрывала ему ручку или даже голову.

Во время родов повивальные бабки нередко использовали различные "родоускоряющие средства". В рассматриваемом регионе с этой целью практиковалось введение во влагалище масла или кусочка мыла, что также нерационально и способно нанести вред.

Для ускорения трудных родов применялся и "змеиный выползок" (кожа змеи): роженицу поили водой со змеиного выползка, т.к. считалось, что "как змея выползает свободно из кожи, так и легко родится ребенок". Данное проявление имитативной магии нерационально, но вреда роженице не приносило.



В послеродовом периоде для восстановления нормального положения матки применялось встряхивание роженицы. Г.И. Попов об этом сообщает следующее: "заставив родильницу встать на четвереньки и опереться руками, повитухи сильно встряхивали ее за лодыжки".

Население и народные целители в Вятской губернии считали, что в послеродовом периоде "самым неотложным делом является вымыть и выпарить родильницу в бане". В Орловском и Котельническом уездах при этом обязательными были три бани. Считалось, что это восстановит силы родильницы. В Орловском уезде женщине после родов не рекомендовалось даже кормить ребенка "до окончания третьей бани".




Жители Вятской губернии также стремились как можно раньше накормить и напоить роженицу, "чтобы завязалось в животе". Вятчане с этой целью давали женщине квас с толокном, ржаным солодом или овсяной мукой, головку лука или редьку, стакан конопляного масла.


__________________________________


Для лечения гинекологических заболеваний в Вятской губернии в XVIII–начале XX века народными целителями применялись средства растительного, животного и минерального происхождения.

При бесплодии вятчане использовали "омелу" ("вихорево гнездо", "птичий клей") - аномально развитый фрагмент кроны дерева. "Омелу" рекомендовалось "брать с ольхи". Ее "парили в горшочке трои сутки, запечатав и подсытя медом", а затем хранили "в склянице, или оловянном судне, а не деревянном". Считалось, что после приема омелы "кои неплодны… учнут детей ражать, и, дав ей, вели с мужем пребыть… и буде ж дашь пить молодова месяца – да зачнет девку, а ветхово месяца – сына".




При "женских болезнях" народные целители рекомендовали принимать внутрь отвар тысячелистника. При "неправильных месячных очищениях" вятчане использовали настойки "белой травы" или пореза (кровавника, грыжной травы).

В послеродовом периоде "против боли в нижней части живота" лечились травой "золотник". С этой же целью употреблялись настой из жолуницы, майской травы, настойка перелойной травы, золотуха в виде чая, припарки к животу из синих цветков.

Для "укрепления матки и восстановления восприимчивости" народными целителями региона использовался отвар корня "самоправки" ("детородника", горечавка), для "возбуждения чувственной похоти" - отвар корня "перелоя" (растения семейства ятрышниковых, росянковых и т.п.).

Против "болей в грудях у женщин" в виде припарок применялся пустотел ("матошник"), а также троецетная ("сороконедужная") трава.

Проживавшие в рассматриваемом регионе удмурты при родовспоможении применяли траву лапчатку узик. Ее корень называли "калганом". Водкой, настоянной на калгане, поили родильниц после родов "для подкрепления сил".



При маточных кровотечениях в Вятской губернии использовался настой из сушеной крапивы.


Краевед Г.Е. Верещагин указывает на использование вятчанами тысячелистника при выпадении матки. Согласно его же сообщению, марийцы использовали тысячелистник как "молокогонное средство". Для увеличения количества молока у женщины также использовался водный настой мяты.

Средства животного происхождения в народной медицине Вятской губернии при "женских болезнях" применяли в рассматриваемый период не так часто, как средства растительного происхождения. Так, в Орловском уезде Вятской губернии с целью предохранения от нежелательной беременности "ели с хлебом шерсть яловой коровы или овцы, пили воду, в которой были обмыты куриные яйца или собранную из 40 различных ключей". Для устранения нежелательной беременности вятчане ели янтарное мыло.



Арсенал средств минерального происхождения, использовавшийся знахарями региона при "женских болезнях" был так же невелик. Они применялись, как правило, для прерывания нежелательной беременности. Г.И. Попов сообщает, что "для производства выкидыша пили порох, фосфорные спички, сулему, селитру, киноварь, мышьяк, глотали ртуть, пили толченый сургуч с водой, щелок". С той же целью ели серу, "стекло в воде и песок, которой образуется при обтачивании железных или стальных инструментов на точилке или брусе". Применение вышеуказанных средств минерального происхождения для прерывания беременности опасно для жизни и здоровья женщины, вследствие чего является крайне нерациональным.



В XIX - начале XX века для лечения гинекологических заболеваний использовали также заговоры.