Акушерско-гинекологическая помощь в Вятской губернии до введения земского самоуправления была доступна лишь в единичных случаях. Земская медицина в положительную сторону изменила ситуацию в области родовспоможения и лечения гинекологических заболеваний, но даже на рубеже XIX-XX веков научная акушерско-гинекологическая помощь в данном регионе не являлась преобладающей. Так, в конце XIX века медицинская помощь при родах оказывалась в Вятской губернии только в 2-8% случаев. На нормальные роды вятчане акушерок почти никогда не приглашали.
Местом родоразрешения в народной медицине Вятской губернии в XVIII–начале XX века чаще всего являлась баня. Роженица находилась в ней не только на протяжении всего родового акта, но часто и 3-4 суток послеродового периода. Одной из причин этого было то, что тепло, по представлению вятчан, способствовало ускорению родового процесса. Кроме того, теснота крестьянских жилищ, большие семьи, климатические особенности губернии заставляли искать место, где можно "схорониться от постороннего глаза".
Положительной стороной родоразрешения в бане можно считать и то, что здесь могла соблюдаться относительная чистота. Повседневный опыт показал, что осложнения после родов в бане встречались реже, чем после родоразрешения в сарае, амбаре, конюшне или на сеновале. Теми же соображениями было обосновано стремление вятчан избегать приглашения на роды повивальной бабки, которая когда-нибудь обмывала покойников, была неопрятной и неаккуратной.
Так, перед родами, отправляясь к роженице и выйдя за ворота, повитуха становилась лицом к востоку и говорила: "Батюшка восток, бывает на тебе сам Иисус Христос… Благослови меня, рабу грешную, на мир Божий, к рабе Божьей (имя женщины), Казанская Божья Матерь, Михаил Архангел и все святые угодники". Все время пути до роженицы повитухе рекомендовалось читать "Богородицу".
В Вятской губернии одним из актов, ускоряющих роды, со стороны пришедшей бабки или еще прежде, со стороны самой роженицы или домашних, являлось расстегивание ворота рубахи, снимание пояса, колец и серег, развязывание всех узлов, какие есть на роженице, расплетание кос, отпирание замков в доме, открывание печей, заслонок, дверей, ворот, т.к. "если все будет развязано и открыто, то, и роды развяжутся скорее" и у роженицы так же свободно откроются все "затворы и запоры", затрудняющие выход ребенка. Коми-пермяки, проживавшие в Вятской губернии, для облегчения родов также развязывали на одежде все узлы и расплетали женщине косы. Иногда, чтобы помочь роженице, то же делал, ослабляя на себе пояс и расстегивая ворот рубахи, ее муж.
В Орловском уезде Вятской губернии при трудных родах для "усиления потуг и скорейшего окончания родов" рожениц заставляли дуть в пустую бутылку.
Указанные выше проявления предупредительной и катартической магии нерациональны, но оказывали определенный положительный психотерапевтический эффект – успокаивали, повышали уверенность в своих силах как повивальной бабки, так и самой роженицы.
В Вятской губернии в XIX – начале XX века во время родов применялись опасные, нерациональные приемы, среди которых "выдавливание" ребенка было одним из самых деликатных. Так, при выпадении ручки практиковалось подвешивание женщины за ноги. Это, по мнению повитух, способствовало перевороту ребенка головкой. При попытке извлечь ребенка, повитуха зачастую отрывала ему ручку или даже голову.
Во время родов повивальные бабки нередко использовали различные "родоускоряющие средства". В рассматриваемом регионе с этой целью практиковалось введение во влагалище масла или кусочка мыла, что также нерационально и способно нанести вред.
Для ускорения трудных родов применялся и "змеиный выползок" (кожа змеи): роженицу поили водой со змеиного выползка, т.к. считалось, что "как змея выползает свободно из кожи, так и легко родится ребенок". Данное проявление имитативной магии нерационально, но вреда роженице не приносило.
Население и народные целители в Вятской губернии считали, что в послеродовом периоде "самым неотложным делом является вымыть и выпарить родильницу в бане". В Орловском и Котельническом уездах при этом обязательными были три бани. Считалось, что это восстановит силы родильницы. В Орловском уезде женщине после родов не рекомендовалось даже кормить ребенка "до окончания третьей бани".
__________________________________
При бесплодии вятчане использовали "омелу" ("вихорево гнездо", "птичий клей") - аномально развитый фрагмент кроны дерева. "Омелу" рекомендовалось "брать с ольхи". Ее "парили в горшочке трои сутки, запечатав и подсытя медом", а затем хранили "в склянице, или оловянном судне, а не деревянном". Считалось, что после приема омелы "кои неплодны… учнут детей ражать, и, дав ей, вели с мужем пребыть… и буде ж дашь пить молодова месяца – да зачнет девку, а ветхово месяца – сына".
В послеродовом периоде "против боли в нижней части живота" лечились травой "золотник". С этой же целью употреблялись настой из жолуницы, майской травы, настойка перелойной травы, золотуха в виде чая, припарки к животу из синих цветков.
Для "укрепления матки и восстановления восприимчивости" народными целителями региона использовался отвар корня "самоправки" ("детородника", горечавка), для "возбуждения чувственной похоти" - отвар корня "перелоя" (растения семейства ятрышниковых, росянковых и т.п.).
Против "болей в грудях у женщин" в виде припарок применялся пустотел ("матошник"), а также троецетная ("сороконедужная") трава.
Проживавшие в рассматриваемом регионе удмурты при родовспоможении применяли траву лапчатку узик. Ее корень называли "калганом". Водкой, настоянной на калгане, поили родильниц после родов "для подкрепления сил".
Средства животного происхождения в народной медицине Вятской губернии при "женских болезнях" применяли в рассматриваемый период не так часто, как средства растительного происхождения. Так, в Орловском уезде Вятской губернии с целью предохранения от нежелательной беременности "ели с хлебом шерсть яловой коровы или овцы, пили воду, в которой были обмыты куриные яйца или собранную из 40 различных ключей". Для устранения нежелательной беременности вятчане ели янтарное мыло.