Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:
Обычная версия сайта
 
  Народная медицина   >   Лечение зубной боли в народной медицине Вятской губернии
Лечение зубной боли в народной медицине Вятской губернии


Анализ литературных источников, материалов этнографических исследований и сведений, содержащихся в архивах, позволяют сказать о том, что в народной медицине России XIX – начала XX века зубную боль лечили различными средствами растительного происхождения: хреном, редькой, цикорным корнем, росным ладаном, вишневым клеем, регальным маслом.

Для тех, у кого "зубы болят и червь точит", необходимо было семена волчьих ягод и белены истолочь и добавить в воск, "...сделать свечку и поставить над больной, да зажечь. Червь выйдет и умрет, и зубы болеть не будут" (Блинов Н.Н. "Лечебник XVII века").

Больные зубы обертывали крапивой, между десной и щекой клали "кошачью траву" (котовник), вдыхали дым семян белены. Зубы полоскали отваром дубовой коры, черемухи, листьев ясеня, земляники, полыни, натирали десны перцем.

В Сарапульском уезде Вятской губернии в конце XIX века на больной зуб клали корни лука, корешки махорки, нюхательный табак, доставали из трубки "гарь" и толкали ее в дупло зуба, туда же капали товарный деготь, которым смазывали сапоги и сбрую, так же использовали керосин и человеческую слюну.

Считалось, что могильная земля или щепочка от могильного креста, положенные на зуб, мгновенно снимают зубную боль.




Человеческой косточкой с погоста (сельского кладбища) обводили три раза вокруг больного зуба и несли ее обратно. Причем положить ее требовалось на то же место, откуда была кость взята. После этого, зуб должен был перестать болеть.



Для лечения зубов россияне выполняли и различные ритуальные действия, иногда весьма своеобразные.



И, наконец, "испытанное русское средство от всевозможных болезней" (Попов Г.И., 1903) – водка. Ею лечили в том числе и зубы, приговаривая:
      Болят зубы -

      Открой губы,

      Хорошенько протри

      И снаружи, и внутри.

      Возьми примочки

      От винной бочки,

      Чашечкой во рту сполосни,

      А бутылочку во внутрь хлесни.

      Луковицу припаси

      И ею с хлебом закуси,

      Теплой шубою укройся

      И на печку заберись.

Зубы часто и "заговаривали". В материалах этнографического бюро князя В.Н. Тенищева содержится много "зубных" заговоров из разных губерний и уездов России. Вот лишь некоторые из них:
    • Азъ есмь алфа и амегла, начало и конец. Исцели, Господи, от болезни зубов раба твоего (имя). Аминь, аминь, аминь.
    • Лубком покрою, зубком запру, волоском затяну. Произнести над луковым гузнышком.
    • На крутой горе стоит церковь, в этой церкви - три мертвеца в гробницах. Я приду к ним и корюсь, и морюсь, и молюсь, и спрашиваю: у вас не болят ли зубы, не ноют ли десна, не отекают ли щеки? Вы дойдите, доступите до раба Божия (имя), отымите у него болесть, чтобы зубы не болели, десна не ныли, щеки не отекали, век по век, отныне и до веки, от конца века до переставления света. Аминь не говорится.
В рассматриваемое время некоторые вятские лекарства "от зубов" имели уже довольно сложный состав.


Там же на больной зуб клали головки серных спичек, купорос и мышьяк, капали сулему, "парили зубы", посыпая беленой раскаленный до красна кирпич, мазали зубы мухоморным или нашатырным спиртом, "приставляли к ним" пиявки, лечили порохом, вводили в дупло зуба квасцы, поваренную соль, камфору.