Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:
Обычная версия сайта
 
  Выставки   >   Пьянству - БОЙ!
Пьянству - БОЙ!

Уже в первые годы советской власти большевики столкнулись с острой социальной проблемой, которая заключалась в широком распространении пьянства в стране (по оценке некоторых исследователей, в предвоенные годы уровень потребления алкогольных напитков колебался от 4 до 7 литров на душу населения в год).

Первое, что новое правительство сделало в этом направлении, — решительно подавило все локальные вспышки пьяной анархии. Были созданы специальные комитеты, которые боролись с гражданскими беспорядками, связанными с погромами винных складов.

Следующим шагом стала активная борьба с пьянством в целом. Особое внимание уделялось мероприятиям, направленным против самогоноварения, которое резко возросло еще в годы Первой мировой войны и процветало вплоть до середины 20-х годов.




С целью искоренения "буржуазных" пережитков в конце 1920-х годов была развернута целая пропагандистская кампания. Помимо проведения различных мероприятий (демонстраций, выставок, санитарных рейдов, "киноэкспедиций" и т. д.), призванных привить населению здоровый образ жизни, в ходе нее была также создана серия агитационных плакатов, которые должны были сформировать у граждан стойкую нетерпимость ко всему, что связано с алкоголем.


Начиная с 1930-х годов отношение правительства к этой проблеме стало меняться. Становилось ясно, что совершить индустриальный скачок не получится, если не изыскать какие-то дополнительные источники пополнения государственной казны. В итоге глава государства И.В. Сталин решил прибегнуть к такому действенному экономическом приему как массовое увеличение производства алкоголя.

Тогда же ассортимент алкогольных напитков был заметно расширен: водка стала разных сортов, появились новые марки вин, в 1937 году с конвейера сошла первая бутылка "Советского шампанского". Неудивительно, что прежняя практика профилактических и воспитательных антиалкогольных мероприятий была прекращена. Более того, снова, как в дореволюционные времена, заговорили о "культурном питие" и «пользе умеренного употребления», стала использоваться реклама алкогольной продукции.



После окончания Великой Отечественной войны в стране наблюдался значительный рост потребления спиртного: в 1960 году советские граждане стали пить в два раза больше, чем в предвоенные годы (4 литра на душу населения против 2 литров). Причины такой негативной динамики отчасти объясняются увеличением производства алкоголя вкупе со снижением цен на водку, отчасти — появлением у людей некоторого количества свободных денег и отсутствием подходящих форм досуга (при сохранении относительно низкого общего уровня жизни).

Подобные тенденции не оставались незамеченными властной верхушкой. Во времена Н. С. Хрущёва, известного своей кипучей, во многом беспорядочной деятельностью, в 1958 году была осуществлена попытка провести очередную антиалкогольную кампанию. Такое решение было вызвано весомым увеличением количества преступлений, возникающих на почве алкогольного опьянения; негативным влиянием алкоголизма на продуктивность труда и общие экономические показатели; а также отрицательным отношением к алкоголю значительной части населения страны.










Во времена оттепели снова вернулись к плакатной теме. Так как причины пьянства теперь связывались не с буржуазными пережитками, а с тяжелыми последствиями войны, плакаты того времени были более сдержанными, чем в предшествующий период.

Самым показательным является плакат художника Виктора Говоркова, на котором истинно советский гражданин в отличном костюме говорит лаконичное "нет" в ответ на протянутую рюмку. Для этих плакатов характерно обращение к нравственной стороне человека, делающего правильный выбор. И уходит та силовая агрессия, присущая плакатам 20-х годов.

В 1970 году уровень потребления алкоголя вырос до 7 литров на душу населения, в 1980 году эти показатели и вовсе стали устрашающими — 9 литров. И это только согласно официальной статистике, реальные цифры были гораздо выше, с учетом того, какое распространение получили изготовление самогона и употребление всяких нецелевых жидкостей вроде одеколона. Продолжать закрывать глаза на проблему правительство просто не могло — нужно было что-то предпринимать или хотя бы создать видимость какой-либо деятельности.

Новая антиалкогольная кампания официально началась в 1972 году и свелась к следующим мероприятиям: некоторому повышению цен на спиртное; прекращению производства водки крепостью более 40 градусов; ограничением времени торговли крепкими напитками в промежуток с 11 до 19 часов; созданием сети лечебно-трудовых профилакториев (ЛТП).

Плакаты тех времен отличались большим формализмом и абстрактностью изображений, оперировали часто к пагубности вредной привычки для здоровья нынешнего и будущего поколений.



Источник: Советские плакаты на страже трезвости. Из истории агитации за здоровый образ жизни. Артемовский исторический музей