Уже в первые годы советской власти большевики столкнулись с острой социальной проблемой, которая заключалась в широком распространении пьянства в стране (по оценке некоторых исследователей, в предвоенные годы уровень потребления алкогольных напитков колебался от 4 до 7 литров на душу населения в год).
Первое, что новое правительство сделало в этом направлении, — решительно подавило все локальные вспышки пьяной анархии. Были созданы специальные комитеты, которые боролись с гражданскими беспорядками, связанными с погромами винных складов.
Следующим шагом стала активная борьба с пьянством в целом. Особое внимание уделялось мероприятиям, направленным против самогоноварения, которое резко возросло еще в годы Первой мировой войны и процветало вплоть до середины 20-х годов.
Тогда же ассортимент алкогольных напитков был заметно расширен: водка стала разных сортов, появились новые марки вин, в 1937 году с конвейера сошла первая бутылка "Советского шампанского". Неудивительно, что прежняя практика профилактических и воспитательных антиалкогольных мероприятий была прекращена. Более того, снова, как в дореволюционные времена, заговорили о "культурном питие" и «пользе умеренного употребления», стала использоваться реклама алкогольной продукции.
Подобные тенденции не оставались незамеченными властной верхушкой. Во времена Н. С. Хрущёва, известного своей кипучей, во многом беспорядочной деятельностью, в 1958 году была осуществлена попытка провести очередную антиалкогольную кампанию. Такое решение было вызвано весомым увеличением количества преступлений, возникающих на почве алкогольного опьянения; негативным влиянием алкоголизма на продуктивность труда и общие экономические показатели; а также отрицательным отношением к алкоголю значительной части населения страны.
Самым показательным является плакат художника Виктора Говоркова, на котором истинно советский гражданин в отличном костюме говорит лаконичное "нет" в ответ на протянутую рюмку. Для этих плакатов характерно обращение к нравственной стороне человека, делающего правильный выбор. И уходит та силовая агрессия, присущая плакатам 20-х годов.
В 1970 году уровень потребления алкоголя вырос до 7 литров на душу населения, в 1980 году эти показатели и вовсе стали устрашающими — 9 литров. И это только согласно официальной статистике, реальные цифры были гораздо выше, с учетом того, какое распространение получили изготовление самогона и употребление всяких нецелевых жидкостей вроде одеколона. Продолжать закрывать глаза на проблему правительство просто не могло — нужно было что-то предпринимать или хотя бы создать видимость какой-либо деятельности.
Новая антиалкогольная кампания официально началась в 1972 году и свелась к следующим мероприятиям: некоторому повышению цен на спиртное; прекращению производства водки крепостью более 40 градусов; ограничением времени торговли крепкими напитками в промежуток с 11 до 19 часов; созданием сети лечебно-трудовых профилакториев (ЛТП).
Плакаты тех времен отличались большим формализмом и абстрактностью изображений, оперировали часто к пагубности вредной привычки для здоровья нынешнего и будущего поколений.