Русско-японская война 1904-1905 гг. началась нападением японской эскадры на Порт-Артур в ночь на 26 января 1904 г.
За время этой войны на сопках Маньчжурии сложили свои головы 25 врачей, 32 фельдшера и студент академии; были ранены 55 врачей, 252 фельдшера, 6 сестер милосердия, фармацевт и 4 студента; попали в плен 4 врача и 77 фельдшеров. Неувядаемой славой покрыли себя в той войне защитники Порт-Артура. В составе его героического гарнизона работали, не покладая рук, 97 врачей, 294 фельдшера, 62 сестры милосердия и 984 человека "госпитальной прислуги". В числе погибших из них были 2 врача и 8 фельдшеров, среди раненых - 3 врача, 38 фельдшеров и 3 сестры милосердия. Почти весь медицинский состав перенес то или иное заболевание.
Российское общество Красного Креста на театре военных действий имело 28 719 коек в 143 учреждениях, в которых была оказана помощь почти 600 тыс. раненым и больным. Персонал Общества Красного Креста на Дальнем Востоке составлял 4190 человек.
В войне принимали участие сестры милосердия различных общин. Так, из 17 сестер милосердия Свято-Троицкой общины, командированных в 1904 г. на Дальний Восток в распоряжение Общества Красного Креста, возвратились в общину только 8, а 9 человек остались работать в разных военно-полевых госпиталях в связи с недостатком опытных сестер.
Также Обществом Красного Креста и в частном порядке формировались нештатные "летучие" санитарные отряды, состоящие из врачей, сестер милосердия и санитаров.
Большую роль в войне сыграла железная дорога, позволившая оперативно перекидывать войска и технику на передовую и вывозить оттуда раненых: 34 военно-санитарных поезда вывозили раненых и больных в пределах Сибирского военного круга, 46 - из лечебных заведений Сибирского военного округа эвакуировали их в центральные губернии России.
Только за год, с 28 февраля 1904 года по 25 февраля 1905-го, по стратегическим путям было перевезено 13 000 офицеров, 761 000 нижних чинов, 146 000 лошадей, 1500 орудий и 1159 миллионов пудов воинских грузов. Всего же за время боевых действий железные дороги перевезли более 1 млн. 250 тыс. человек и 250 000 лошадей.